Новости Республики Коми | Комиинформ

Ветеран угрозыска Николай Трофимов: "В нашем деле главное – оперативная осведомленность"

Ветеран угрозыска Николай Трофимов: "В нашем деле главное – оперативная осведомленность"
Ветеран угрозыска Николай Трофимов: "В нашем деле главное – оперативная осведомленность"
logo
Ветеран угрозыска Николай Трофимов: "В нашем деле главное – оперативная осведомленность"
Фото из архива семьи Трофимовых

Ветеран уголовного розыска Николай Михайлович Трофимов знаком многим жителям Сыктывдинского района Коми. За свою многолетнюю службу в милиции ему довелось раскрыть не один из десяток запутанных преступлений и помочь немалому числу земляков. 

На службу в органы внутренних дел он попал по комсомольской путевке в 1975 году, позднее окончил Межобластную школу МВД Чувашской АССР. Поначалу трудился участковым, с 1982 года инспектором, а затем – начальником уголовного розыска ОВД Сыктывдинского района.

1(1).jpg

Николай Трофимов (в центре) с коллегами участковыми Александром Некрасовыми Алибеком Даутбековым.

Помимо выполнения своих прямых обязанностей успевал вести и колоссальную работу с комсомольцами, которые избрали его своим вожаком, а в дальнейшем – и со школьниками. За свой доблестный труд наш земляк не раз поощрялся ведомственными и другими наградами, в 1978 году признавался лучшим участковым района и неоднократно заносился на районную доску почета. Честный и принципиальный, он пользовался особым уважением у односельчан, много раз избирался депутатом сельского поселения "Выльгорт".

На след – по стеклорезу

7.jpg

Николай Трофимов с юными друзьями милиции.

"В нашем деле главное – это оперативная осведомленность, работа с агентурным аппаратом и доверенными лицами. Важно быть хорошим психологом, уметь расположить к себе любого собеседника, И, конечно, внимание к мелочам, деталям, которые потом могут сослужить добрую службу, – замечает, начиная рассказ, Николай Трофимов. – Это помогает в том числе при раскрытии краж, которые всегда считались трудными для раскрытия. Ведь это тайное хищение имущества, зачастую совершенное при неизвестных обстоятельствах".

2(1).jpg

Николай Трофимов (слева) с коллегами по уголовному розыску Полиной Никитиной и Александром Гусевым.

Безусловно, таких преступлений на своем веку он повидал немало. Одно из них произошло в поселке Мандач в декабрьскую ночь 1982 года. Неизвестный проник через окно в магазин культтоваров и вынес оттуда дорогостоящий магнитофон и другие товары. Ни улик, ни зацепок не находилось, а прошел уже месяц. В январе 1983 году дело поручают инспектору угрозыска Николаю Трофимову. Неоднократно наведывался он в отдаленный поселок, отрабатывал одну версию за другой, но все было тщетно. Никто ничего не знал и не видел.

3.jpg

Николай Трофимов обсуждает с коллегами и общественниками очередное ЧП.

"Тогда у меня возникло предположение: а, может, это дело рук приезжего? – вспоминает Николай Михайлович. – Стал снова беседовать с местными жителями, расспрашивать, кто в последнее время сюда наведывался. И тут выяснилось: в декабре приезжал погостить к своей сестре житель Сыктывкара некто Гаранин (имена и фамилии потерпевших и фигурантов дел изменены – прим. авт.). Сама женщина не помнила, отлучался ли брат в день кражи из дома..."

Что ж, тогда Трофимов решил зайти с другого угла: стал тщательно обследовать территорию вокруг магазина. До этого из рамы разбитого окна были изъяты отпечатки пальцев. Инспектор угрозыска заметил, что стекла не разбиты, а порезаны стеклорезом. Стал искать этот инструмент, отправился снова к сестре Гаранина. И надо же – именно такой стеклорез и нашли, проверили: след на окне он оставлял аналогичный. А после уже было установлено, что отпечатки пальцев на раме принадлежат Гаранину, за которым спешно выехали в Сыктывкар.

4.jpg

На любимом "железном коне".

В другом случае наш собеседник смог раскрыть кражу из почты п. Мандач (была похищена большая сумма денег). Вор стер все отпечатки, а вот на лампочке, к которой тоже прикасался, забыл. Это сыщику и помогло.

"Золотая ручка"

В 80-х нашему собеседнику пришлось распутывать и кражу, произошедшую в общежитии сельхозтехникума. И вновь его выручили смекалка и умение находить общий язык с разными людьми. В одной из комнат у студенток пропали деньги, которые им прислали родители. Прошел месяц, а следствие топталось на месте. Практически все проживающие в общежитии парни и девчата были на занятиях, никто ничего подозрительного не видел.

Трофимов выдвинул версию: деньги украл кто-то из посторонних. Постепенно, беседуя с ребятами из общежития, он нащупал "ниточку": в общаге одно время появлялась некая молодая дама. Она кокетничала с парнями, весело щебетала с девчонками, но всегда умело конспирировалась. Никто не мог вспомнить ни ее имени, ни фамилии. Зато многие рассказали про смазливого парня Андрея, который однажды и привел эту неизвестную барышню "попить чайку".

5.jpg

Николай Трофимов за печатной машинкой.

Вскоре через него удалось выйти на след предполагаемой "золотой ручки". Ею оказалась молодая женщина по фамилии Торбина, успевшая отсидеть срок за аналогичное преступление. Вначале она отпиралась, ссылаясь на то, что девчонки на нее наговаривают, мол, ревнуют к Андрею. Но затем один студент при беседе с Трофимовым неожиданно огорошил: "Это я взломал дверь в ту комнату". Оказалось, Торбина обратилась к нему с просьбой о помощи: "Помоги открыть, а то я ключи потеряла". Так воровку и вывели на чистую воду.

Дело о выпивохе-потрошителе   

В середине 80-х в районном центре – селе Выльгорт – произошла серия дерзких преступлений. Вначале по дороге из села в местечко Еляты обнаружен труп гражданки Козловой в кювете. До этого она некоторое проживала с сожителем в м. Давпон Сыктывкар, и поначалу Трофимов стал подозревать в убийстве именно его. Затем пропала несовершеннолетняя Осипова. А тут еще и одна из жительниц райцентра пришла в слезах в дежурную часть ОВД: не явилась ночевать ее 13-летняя дочь. Опера принялись за поиски, но это не дало результата. Девочка сама пришла утром с белым, как мел, лицом и в порванной одежде. Она рассказала, что двое злодеев насильно завели ее в доме, напоили водкой и надругались над ней. Один из них – ее сосед Попов...

6.jpg

Личный состав ОВД Сыктывдинского района. Крайний слева - начальник отделенияуголовного розыска Николай Трофимов.

Тогда у Трофимова мелькнула: а не Попов ли и совершил все три страшных злодеяния? Он давно был в поле зрения сыщиков: ранее судимый, выпивал, толком нигде не работал. Поначалу Попов юлил и отпирался, но в его доме во время обыска были найдены вещи погибшей Козловой – клубок с вязанием. И он признался: убил во время пьяной ссоры. А затем под давлением других улик изверг сознался, что и пропавшую Осипову он сначала изнасиловал, а потом убил.

"Попов показал, что спрятал труп второй жертвы на территории учхоза за кладбищем. На полях прошли мелиоративные работы, все было перепахано, это затрудняло поиски. Поэтому пришлось искать тело… целую неделю. Вначале мы копали лопатами, но был октябрь, земля подмерзла. Тогда пригнали экскаватор. Столько народу тут толпилось: мы, местная милиция, убойный отдел управления уголовного розыска МВД Коми, сотрудники прокуратуры... Все были в напряжении, ведь как говорится, нет тела – нет дела, – вспоминает Н.Трофимов. – Но в итоге его все-таки удалось найти. Верховный суд Коми приговорил убийцу к высшей мере наказания – расстрелу".

Материал подготовлен пресс-службой МВД по Коми