Ликвидация последствий нефтеразливов под Норильском и на Колве могла бы обойтись виновникам аварий дешевле. В Институте химии Коми научного центра создали сорбент, который способен составить конкуренцию импортным аналогам, подробнее о разработке рассказали в сюжете телеканала "Коми Гор".
Нефтяную плёнку с поверхности воды новый сорбент убирает в считанные секунды, и к тому же экономичен – в основе отходы лесопереработки. Сорбент запирает и не выпускает токсичную смесь наружу. Он способен не выпускать ее в течение месяца.
"Основой сорбента является целлюлоза. Она обладает достаточно хорошей пористой структурой и поверхностная обработка награждает его абсорбцией и адсорбцией, то есть он поглощает и внутрь себя, и поверхностью. Сорбент можно отжать, нефть, которая выделяется при этом может быть очищена и вновь направлена в цикл", - рассказала заведующая лабораторией химии растительных полимеров Института химии ФИЦ КНЦ УрО РАН Елена Удоратина.
После первого применения сорбент не теряет своих свойств и может использоваться до пяти применений. Один грамм сорбента вбирает в себя более девяти граммов нефтепродукта.
"Разработка химиков Коми может составить успешную конкуренцию американским и канадским аналогам. Это вполне реально, поскольку наши образцы нисколько не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше. К сожалению, бизнес в России так построен, что никаких серьезных вложений и длительных сроков реализации не рассматривается и доход должен быть завтра, если ты сегодня вложил деньги", - сообщил заведующий отделом органического синтеза, химии и технологии растительных веществ института химии ФИЦ КНИ УрО РАН Александр Кучин.
Это не единственная уникальная разработка химиков Коми, однако организовать их реализацию - не задача ученых. Их специфика - это фундаментальные исследования, а не их продвижение на рынок. Площадкой для продвижения научных достижений мог бы стать опытно-промышленный кластер, своего рода технопарк. Идея его создания обсуждается давно, переговоры ведутся и сегодня. Поэтому шанс перекочевать с бумаги в жизнь у разработок наших ученых все же остается.