На первый взгляд, зарегистрировать ИП непросто – нужно подготовить большой пакет документов, разобраться в юридических нюансах и обойти кучу инстанций. Но на самом деле, чтобы получить статус предпринимателя, достаточно сделать всего три шага: заполнить заявление, выбрать режим налогообложения, зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрировать физическое лицо в статусе предпринимателя или самозанятого.
Для этого необходимо выбрать коды по видам экономической деятельности. Законодатель не ограничивает количество кодов. Главное — выбрать один основной. Это будет код той деятельности, которой вы планируете заниматься чаще всего и получать от ее осуществления большую часть прибыли. Дополнительные коды просто зафиксируйте в ЕГРИП — например, в будущем вы сможете заниматься не только розничной продажей непродовольственных товаров, но и дополнительно оказывать услуги по их доставке.
Далее следует указать систему налогообложения. Индивидуальный предприниматель может выбрать общую систему налогообложения (ОСНО) или какой-то из специальных режимов: упрощённую систему (УСН), единый налог на вменённый доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или патентную систему (ПСН). ОСНО применяется по умолчанию, если ИП не перейдёт на спецрежим.
Также понадобится заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001). Сформированный таким образом пакет документов следует подать для регистрации в налоговый орган. Для подачи есть несколько способов. Вы можете ознакомиться с ними и выбрать наиболее подходящий.
Личная подача документов
Нотариально ничего заверять не нужно. Заявитель лично сдает пакет документов в регистрирующий налоговый орган. Если с документами все в порядке, то через три рабочих дня документы об успешной регистрации направят на ваш адрес по почте.
Подача через представителя по нотариальной доверенности
В этом случае необходимо обратиться к нотариусу, чтобы заверить форму заявления № Р21001, копию всех страниц паспорта предпринимателя и сделать нотариальную доверенность на представителя, который будет подавать и получать документы в налоговой. В данном случае за вас пройдет процедуру регистрации нотариус. Самому присутствовать в налоговой не нужно.
Подача документов через многофункциональный центр предоставления государственных услуг
Процедура регистрации ИП в МФЦ аналогична регистрации в налоговой инспекции. Однако оказывают эту услугу не все многофункциональные центры, а только те, которые заключили соответствующий договор с ФНС. Причем, обращаться можно только в центр своего региона. Нельзя, например, имея прописку в Сыктывкаре, обращаться в московский МФЦ. Пакет документов для регистрации в МФЦ – заявление по форме Р21001, копия паспорта, квитанция об оплате пошлины. Результат регистрации приходит на электронный ящик заявителя, поэтому посещать МФЦ второй раз не придется.
Электронная подача документов
Если у вас есть электронная подпись, то документы в налоговый орган можно передать по интернету. Отправить заявку на регистрацию ИП можно через портал госуслуг. Для этого необходимо заполнить электронное заявление, подписать его квалифицированной электронной подписью и отправить на рассмотрение. В личный кабинет придет информация от налогового органа о подписании и получении документов о регистрации ИП.
Еще один из доступных вариантов регистрации бизнеса и открытия счета в банке без комиссии доступен на платформе для предпринимателей "Деловая среда" от Сбербанка. Кстати, на этой же платформе банк предлагает подать заявку на получение бесплатного пакета услуг "Своё дело" и цифровой карты для предпринимателей. Здесь же можно зарегистрироваться в качестве самозанятого, что позволит вести свою деятельность официально, но без отчётности, онлайн-кассы, бухгалтера или посещения налоговой. Кстати, на этой же платформе банк предлагает бесплатный пакет услуг "Своё дело", возможность оформления цифровой карты. Сервис полезен для формирования онлайн-чеков, ведения записи и учета клиентов, а также доступ к базе юридически точных шаблонов различных договоров и актов.
Открыть ИП или ООО с единственным учредителем можно и в отделении Сбербанка. Все документы в отделении оформляются сотрудниками банка в электронном виде, при этом государственная пошлина за регистрацию бизнеса и комиссия за открытие счета не взимаются. Необходимо единожды посетить офис для подачи и отправки электронных документов в налоговую службу. Открытие счета осуществляется дистанционно без повторного визита в банк. При регистрации бизнеса в отделении банка потребуются российский общегражданский паспорт, ИНН, СНИЛС, смартфон с операционной системой (iOS или Android) и учетная запись в Сбербанк Онлайн.
Современные онлайн-сервисы созданы для того, чтобы сделать открытие и ведение бизнеса более комфортным и простым. Так, с начала 2020 года уже более 300 предпринимателей на территории Республики Коми зарегистрировали бизнес онлайн в офисах Сбербанка. Открыть свое дело, чтобы заниматься тем, чем нравится, сейчас как никогда просто. Еще Конфуций говорил: "Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни", благо для реализации своих интересов сейчас есть все инструменты, доступные, в том числе, онлайн.