Новости Республики Коми | Комиинформ

Как будет складываться ситуация в инвестиционной сфере в Коми в ближайшие три года

Как будет складываться ситуация в инвестиционной сфере в Коми в ближайшие три года
Как будет складываться ситуация в инвестиционной сфере в Коми в ближайшие три года
logo
Как будет складываться ситуация в инвестиционной сфере в Коми в ближайшие три года
Фото из архива ИА "Комиинформ"

В среднесрочной перспективе ситуация в инвестиционной сфере в Коми будет складываться неоднозначно и будет зависеть как от общеэкономической ситуации в стране, так и от проводимых в республике мероприятий по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса и улучшению состояния инвестиционного климата.

Об этом говорится в говорится в Прогнозе социально-экономического развития Республики Коми на 2021 год и на период до 2023 года, подписанном министром финансов Коми Галиной Рубцовой. 

Согласно документу, в 2021–2022 годах прогнозируется рост объема инвестиций на уровне 101,9–104,3 % к уровню 2020 года в консервативном и базовом вариантах соответственно. Значительный объем средств будет направлен на реализацию проекта по усилению железнодорожной инфраструктуры Северной железной дороги для пропуска дополнительного грузопотока в рамках проекта по созданию "Северного широтного хода" (территория Архангельской области, Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа).

В 2023 году темп роста инвестиций в основной капитал снизится на 23,9 – 23,8 % в зависимости от сценария.

Сохранение объема инвестиций в основной капитал на уровне 109 млрд рублей будет обеспечено за счет следующих проектов:

строительство и обустройство эксплуатационных объектов месторождений: Кыртаельского, Усинского, Харьягинского, Ярегского нефтяных месторождений, а также Возейского газового месторождения;

развитие транспортной инфраструктуры (ОАО "Российские железные дороги");

проведение проектно-изыскательских работ для расширения мощностей северного газотранспортного коридора в рамках строительства III нитки газопроводов "Бованенково-Ухта" и "Ухта-Торжок".

В 2021–2023 годах собственные средства организаций будут основным источником инвестиций. Удельный вес собственных средств в структуре источников финансирования инвестиционной деятельности прогнозируется на
уровне 80 %, привлеченных – 20 %.

Росту инвестиционной активности будут способствовать снижение ставок по кредитам, повышение финансовой устойчивости предприятий и экономической уверенности производителей в условиях ожидания восстановления спроса на продукцию.

Наиболее крупные инвестиционные вложения в Республике Коми на среднесрочный период:

а) по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых":

ежегодное эксплуатационное бурение и обустройство нефтедобывающих месторождений (Ярегского, Кыртаельского, Усинского, Восточно-Ламбейшорского и т.д);

поиск, разведка и разработка месторождений углеводородного сырья;

переработка природного газа (ООО "Тимано-Печорская Газовая Компания");

освоение месторождений Средне-Тиманского бокситового рудника (АО "Боксит Тимана");

освоение Воркутинской энергетической компанией участка "Промежуточный" на Верхне-Сырьягинском каменноугольном месторождении и добыча порядка 300 тыс. тонн угля в год;

б) по виду деятельности "Деятельность трубопроводного транспорта":

завершение в 2020 году строительства системы магистральных газопроводов "Бованенково-Ухта" газотранспортной системы "Ямал-Европа" и магистрального газопровода "Ухта-Торжок. II нитка (Ямал)";
строительство системы магистрального газопровода "Бованенково-Ухта" (III нитка) и системы магистральных газопроводов "Ухта-Торжок. III нитка (Ямал)";

в) по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха":
реконструкция ПС 110/10 кВ "Краснозатонская" (филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго");

строительство ВЛ 220 кВ Печорская ГРЭС-Ухта-Микунь;

модернизация тепловой электростанции АО "Монди Сыктывкарский ЛПК";

г) по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений":

строительство мусороперерабатывающего комплекса мощностью более 50 тыс. тонн в Ухтинском промышленном узле Республики Коми (ООО "КонтинентПлюс");

д) по виду деятельности "Обрабатывающие производства":

модернизация и расширение производственных линий АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (проект "Горизонт");

модернизация и расширение производственных мощностей (ООО "Лузалес");

модернизация Сыктывкарского лесопильно-деревообрабатывающего комбината;

создание лесопромышленного комплекса в Республике Коми (ООО "ЛК "Бонитет Коми");

строительство объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры ООО "Лузалес" по глубокой переработке древесины с созданием биоэнергетических установок;

создание лесоперерабатывающего комплекса "КомиИнвестПром" по производству широкой номенклатуры изделий из древесины в пос. Усть-Кулом Республики Коми;

создание промышленного хаба по переработке нерудных материалов на базе Бельгопского месторождения (ООО "Ухтинский завод строительных материалов" (УЗСМ);

освоение Пижемского месторождения россыпного титана в Республике Коми и создание на его базе вертикально-интегрированного химико-металлургического комплекса (ЗАО "Русские Титановые Ресурсы");

е) по виду "Деятельность сухопутного и железнодорожного транспорта":

реконструкция железнодорожного вокзального комплекса "Сосногорск";

строительство автомобильной дороги "Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар" (мостовой переход через р. Лыжа на автомобильной дороге "Печора (от п. Кожва) – Усть-Уса – Усинск", участок Кабанты Вис – Малая Пера);

реконструкция автомобильной дороги "Ухта-Троицко-Печорск";

развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на территории Республики Коми (участок Коноша Котлас – Микунь – Сосногорск – Печора – Чум – Лабытнанги) в рамках проекта по созданию Северного широтного хода;

реконструкция аэропортового комплекса г. Усинск;

ж) по виду деятельности "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство":

строительство комбикормового завода производительностью 30 т/час (ОАО "Птицефабрика "Зеленецкая");

строительство комплекса по переработке продукции северного оленеводства (ПСК "Оленевод");

строительство коровника беспривязного содержания на 150 голов КРС (ООО "АГРОресурс");

строительство животноводческого помещения молочного направления на 540 голов крупного рогатого скота для выращивания ремонтного молодняка в с. Пезмег Корткеросского района.

В рамках адресной инвестиционной программы реализуются инвестиционные проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта:

строительство объекта "Республиканская инфекционная больница в г. Сыктывкаре";

реконструкция радиологического отделения Коми республиканского онкологического диспансера по ул. Гаражной в г. Сыктывкаре;

реконструкция перехода между главным корпусом и консультативной поликлиникой ГУ "Республиканская детская больница";

реконструкция пристройки главного корпуса и приемного отделения

Республиканская детская клиническая больница под открытие специализированных педиатрических подразделений;

поэтапное строительство Санаторного комплекса в с. Серегово 

строительство фельдшерско-акушерских пунктов в с. Брыкаланск и Сизябск (Ижемский), с. Дон (Усть-Куломский), с. Нювчим (Сыктывдинский), с. Большелуг (Корткеросский), с. Илья-Шор (Усть-Вымский);

реконструкция здания Театра оперы и балета;

строительство школы на 1200 мест по ул. Петрозаводской в г. Сыктывкаре (уже построено и введено).

Минфин перечислил факторы, ограничивающие развитие инвестиционной деятельности на территории Коми. Это: нестабильная экономическая ситуация в стране (экономические санкции, изменение курса российской валюты, высокая зависимость от цен на нефть на мировом рынке), неразвитость инфраструктуры (коммунальной, социальной, транспортной) для привлечения инвестиций в муниципальные образования региона, дефицит новых относительно крупных инвестиционных проектов и предложений, имеющих возможность повлиять на диверсификацию экономики региона.

А также недостаток собственных финансовых ресурсов компаний при реализации инвестиционных проектов, высокая налоговая нагрузка, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, постоянный рост тарифов естественных монополий на тепло/энергоносители, топливо, транспортные перевозки, длительные сроки окупаемости проектов, высокая степень износа основных фондов.