Лекарство для кошек оказалось эффективным против коронавируса

Лекарство для кошек оказалось эффективным против коронавируса
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Канадские биологи обнаружили, что экспериментальные лекарства от вирусного перитонита кошек могут подавлять работу ключевого фермента коронавируса нового типа (SARS-CoV-2). Этот фермент нужен для вирусу для размножения. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на публикацию в научном журнале Nature Communications.

"Наши эксперименты показали, что препараты GC376 и GC373, которые создали для борьбы с кошачьим перитонитом, могут очень эффективно блокировать вирусный фермент Mpro в культурах клеток человека. Очевидно, что эти лекарства нужно максимально оперативно проверить в клинических испытаниях на добровольцах", – пишут исследователи.

Пока ученые выделили лишь несколько препаратов, которые могут воздействовать на SARS-CoV-2. Среди них – фавипиравир, ремдесивир и рекомбинантный белок интерферон-2-альфа. Эти препараты создавали для борьбы с вирусом гриппа, гепатитом C и лихорадкой Эбола, однако в лабораторных экспериментах на клеточных культурах они уже зарекомендовали себя как лекарства, которые могут подавлять и коронавирус нового типа.

Согласно последующим опытам, эти препараты помогают далеко не всем пациентам и не могут предотвратить заражение коронавирусом, а также подавить легкие формы инфекции. Поэтому ученые ищут другие лекарства, которые смогли бы эффективнее справиться с SARS-CoV-2.

Биологи под руководством профессора Альбертского университета (Канада) Джоанны Лемье выяснили, что подобными свойствами обладают два экспериментальных препарата, созданных для борьбы с вирусным перитонитом кошек.

Новое лекарство от коронавируса

Эту болезнь, смертельную для большинства непривитых домашних кошек, вызывает коронавирус FCoV. Он проникает в желудочно-кишечный тракт животного. Если в его РНК есть определенный набор мутаций, то у кошки возникает тяжелая лихорадка, она теряет аппетит и в работе ее иммунитета появляются тяжелые нарушения. Лекарств от этой болезни пока нет, за исключением вещества GS-441524, аналога ремдесивира, и экспериментальных препаратов GC376 и GC373.

Эти препараты представляют собой короткие цепочки из двух разных органических молекул, которые могут встраиваться внутрь вирусного фермента Mpro, играющего важную роль в формировании новых частиц FCoV, а также других коронавирусов. Поэтому канадские ученые решили проверить, будут ли эти препараты подавлять размножение SARS-CoV-2 в клетках человека.

Для этого ученые извлекли фермент Mpro из зараженных коронавирусом клеток и попытались соединить его с молекулами GC376 и GC373. Оказалось, что они необычно хорошо "склеивались" с белком, блокируя его работу даже в самых незаметных количествах. При этом они гораздо сильнее действовали на белок SARS-CoV-2, чем на аналогичный фермент возбудителя атипичной пневмонии, SARS-CoV-1.

Получив подобные результаты, ученые проследили за тем, как небольшие дозы обоих препаратов будут влиять на скорость распространения коронавируса в культуре клеток человека. Эти опыты показали, что даже небольшие дозы и того, и другого препарата полностью блокировали размножение коронавируса с двукратным перевесом в сторону GC 376.

Все это, как считают Лемье и ее коллеги, говорит о том, что нужно как можно скорее провести клинические испытания GC376 и GC373 для борьбы с коронавирусом. Их успешное завершение значительно обогатит арсенал медиков и уменьшит вероятность того, что коронавирус заполучит мутации, которые сделают его стойким к действию ремдесивира, фавипиравира и других лекарств, уже применяемых на практике, считают ученые.