Новости Республики Коми | Комиинформ

Жители Коми жалуются на навязывание банковских услуг

Жители Коми жалуются на навязывание банковских услуг
Жители Коми жалуются на навязывание банковских услуг
logo
Жители Коми жалуются на навязывание банковских услуг
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Банк России выявил ряд недобросовестных практик, с которыми потребители чаще всего сталкиваются в офисах банков, и дал рекомендации по их устранению.

Мегарегулятор считает недопустимым вводить потребителей в заблуждение ради получения дополнительной выгоды. Недобросовестная практика, когда клиента намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать ему одни финансовые продукты под видом других, не раскрывая существенных различий между ними и не предупреждая о возможных рисках, называется мисселинг.

В основном с мисселингом сталкиваются в банках, где под видом вкладов с повышенной процентной ставкой предлагают рискованные инвестиционные продукты, например, накопительное или инвестиционное страхование жизни, а также передачу денег в доверительное управление управляющей компании.

Как сообщили "Комиинформу" в пресс-службе Отделения - Национального банка по Республике Коми, жители региона чаще всего жалуются в Банк России на такую форму мисселинга, как навязывание продажи полисов накопительного  страхования жизни (НСЖ). Больше половины жалоб на мисселинг, которые жители Коми подали в Банк России в первой половине 2020 года, приходилась на НСЖ. НСЖ – долгосрочная программа страхования, предусматривающая регулярные взносы с целью накопления средств и одновременного получения страховой защиты. В отличие от вкладов в банке, данная услуга не входит в систему страхования вкладов и доходность по ней не гарантирована, однако сотрудники банков не всегда об этом упоминают.

По словам заместителя управляющего Отделением – НБ по Республике Коми Юрия Железняка, НСЖ – легальный способ распорядиться своими деньгами, но когда его навязывают вместо открытия или продления вклада, это является нарушением. Например, клиент обращается в отделение банка, чтобы открыть банковский вклад. Сотрудник под предлогом более высоких процентов и доходности предлагает – чаще всего такие предложения поступают лицам пожилого возраста – оформить более выгодный продукт: накопительное страхование жизни (НСЖ). При этом сотрудник умалчивает о существенных условиях договора и рисках НСЖ. Затем возникают неприятные ситуации, когда потребитель лишь накануне срока платежа узнает, что по НСЖ необходимо делать взносы ежегодно. В результате страховщик расторгает договор, а клиент теряет внесенные ранее деньги".

"Важно внимательно читать договор, который предстоит подписать, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений.  Если вы столкнулись с фактом мисселинга, то можете обратиться с жалобой в Банк России через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. В заявлении нужно подробно описать ситуацию с указанием даты и конкретных лиц", - советует Юрий Железняк.

Финансовым организациям в подобных случаях Банк России советует проводить комплекс проверочных мероприятий: в частности, связаться с клиентом по телефону и еще раз уточнить, насколько он понимает особенности и риски приобретенного им продукта. Приветствуется также практика ряда участников рынка вести видео- и аудиофиксацию процесса оформления договоров, что служит защитой не только для потребителей, но и для самих финансовых организаций.

Чтобы сделать отношения между клиентами и банками более прозрачными, Банк России предложил внедрить практику предоставления гражданам ключевого информационного документа, сокращенно КИД, перед оформлением основного договора. КИД – это своего рода паспорт продукта, в нем необходимая потребителю информация изложена простым языком в едином доступном формате без обилия финансовых и юридических терминов и без использования мелкого шрифта.  Потребитель сможет не только понять основные особенности продукта, но и сравнить одинаковые продукты в разных финансовых организациях и сделать информированный выбор.