Банк России выявил ряд недобросовестных практик, с которыми потребители чаще всего сталкиваются в офисах банков, и дал рекомендации по их устранению.
Мегарегулятор считает недопустимым вводить потребителей в заблуждение ради получения дополнительной выгоды. Недобросовестная практика, когда клиента намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать ему одни финансовые продукты под видом других, не раскрывая существенных различий между ними и не предупреждая о возможных рисках, называется мисселинг.
В основном с мисселингом сталкиваются в банках, где под видом вкладов с повышенной процентной ставкой предлагают рискованные инвестиционные продукты, например, накопительное или инвестиционное страхование жизни, а также передачу денег в доверительное управление управляющей компании.
Как сообщили "Комиинформу" в пресс-службе Отделения - Национального банка по Республике Коми, жители региона чаще всего жалуются в Банк России на такую форму мисселинга, как навязывание продажи полисов накопительного страхования жизни (НСЖ). Больше половины жалоб на мисселинг, которые жители Коми подали в Банк России в первой половине 2020 года, приходилась на НСЖ. НСЖ – долгосрочная программа страхования, предусматривающая регулярные взносы с целью накопления средств и одновременного получения страховой защиты. В отличие от вкладов в банке, данная услуга не входит в систему страхования вкладов и доходность по ней не гарантирована, однако сотрудники банков не всегда об этом упоминают.
По словам заместителя управляющего Отделением – НБ по Республике Коми Юрия Железняка, НСЖ – легальный способ распорядиться своими деньгами, но когда его навязывают вместо открытия или продления вклада, это является нарушением. Например, клиент обращается в отделение банка, чтобы открыть банковский вклад. Сотрудник под предлогом более высоких процентов и доходности предлагает – чаще всего такие предложения поступают лицам пожилого возраста – оформить более выгодный продукт: накопительное страхование жизни (НСЖ). При этом сотрудник умалчивает о существенных условиях договора и рисках НСЖ. Затем возникают неприятные ситуации, когда потребитель лишь накануне срока платежа узнает, что по НСЖ необходимо делать взносы ежегодно. В результате страховщик расторгает договор, а клиент теряет внесенные ранее деньги".
"Важно внимательно читать договор, который предстоит подписать, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных финансовых решений. Если вы столкнулись с фактом мисселинга, то можете обратиться с жалобой в Банк России через интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. В заявлении нужно подробно описать ситуацию с указанием даты и конкретных лиц", - советует Юрий Железняк.
Финансовым организациям в подобных случаях Банк России советует проводить комплекс проверочных мероприятий: в частности, связаться с клиентом по телефону и еще раз уточнить, насколько он понимает особенности и риски приобретенного им продукта. Приветствуется также практика ряда участников рынка вести видео- и аудиофиксацию процесса оформления договоров, что служит защитой не только для потребителей, но и для самих финансовых организаций.
Чтобы сделать отношения между клиентами и банками более прозрачными, Банк России предложил внедрить практику предоставления гражданам ключевого информационного документа, сокращенно КИД, перед оформлением основного договора. КИД – это своего рода паспорт продукта, в нем необходимая потребителю информация изложена простым языком в едином доступном формате без обилия финансовых и юридических терминов и без использования мелкого шрифта. Потребитель сможет не только понять основные особенности продукта, но и сравнить одинаковые продукты в разных финансовых организациях и сделать информированный выбор.