Новости Республики Коми | Комиинформ

В Воркуте осужденные по ролям прочитали и извлекли уроки из очерка Ф.Достоевского "Два самоубийства"

В Воркуте осужденные по ролям прочитали и извлекли уроки из очерка Ф.Достоевского "Два самоубийства"
В Воркуте осужденные по ролям прочитали и извлекли уроки из очерка Ф.Достоевского "Два самоубийства"
logo
В Воркуте осужденные по ролям прочитали и извлекли уроки из очерка Ф.Достоевского "Два самоубийства"
Фото УФСИН по Коми

Психологи колонии-поселения № 22 в Воркуте посвятили очередное занятие с осужденными грядущему 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Юбилей будет отмечаться в 2021 году. Произведения классика стали основой для занятия по методике "Библиотерапия".

Мероприятие провел начальник психологической лаборатории учреждения Николай Дзерин в рамках профилактики суицидального поведения и аутоагрессии среди осужденных, сообщает пресс-служба УФСИН по Коми.

Для занятия был выбран очерк писателя "Два самоубийства". Осужденные читали вслух и по ролям отдельные эпизоды, затем обсуждали и анализировали прочитанное. Это прекрасно помогает посмотреть на ситуацию под другим углом и относительно стабилизировать эмоциональное состояние осужденного. Также на занятии обсудили любимую литературу осужденных.

Как отметил начальник психологической лаборатории КП-22 Николай Дзерин, библиотерапия используется как в групповой работе с осужденными (от 3 до 7 человек), так и в индивидуальной. Чаще всего психологи прибегают к ней как к дополнительному методу в рамках школы подготовки к освобождению для коррекционной работы со страхами, связанными с освобождением, первой встречей с семьей, страхом рецидива преступления. Также метод является эффективным дополнением к работе с осужденными, склонными к аутоагрессивному поведению, то есть на причинение себе вреда в физической и психической сферах, что может проявляться в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании и т.д).

Цель методики – научить осужденного видеть ситуацию под разными ракурсами, а соответственно и себя, свою личность, удалить из сознания негативизм и пессимизм с целью формирования адекватной устойчивой "Я" концепции. Основная задача данной работы - решение проблем формирования у человека способностей и навыков противостоять неординарным ситуациям (стрессам, депрессиям, страхам и т.д.), укрепление силы воли, повышение интеллектуального и образовательного уровня посредством чтения специально подобранной литературы.

Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно. Результат – осознание осужденным своего эмоционального состояния, выявление внутреннего ресурса, который поможет справиться с существующей ситуаций. Особенность метода заключается в том, что он оказывает влияние на психическое состояние осужденного, затрагивает глубокие процессы и болезненные состояния, формирует контроль над проявлениями психики. Осужденный осознает происходящее и свою роль в нем. Кроме того, он начинает открыто выражать эмоции и сравнивать их с эмоциями других. Он действует более адекватно, избегая крайностей (слишком сильных и слишком слабых эмоциональных реакций).

Как отмечают сами осужденные, данный метод для них является наиболее этически и эмоционально безопасным и приемлемым с точки зрения групповой работы: им не приходится напрямую вдаваться
в подробности личной жизни перед другими осужденными, именно это дает возможность безопасно для своих собственных переживаний рассмотреть большой спектр жизненных ситуаций.