В Республике Коми определены победители конкурсного отбора по программе "Земский учитель", предусматривающей осуществление единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, сообщает пресс-служба Минобрнауки Коми.
Соответствующий приказ издан Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Для участия в конкурсном отборе представили свои документы на 24 вакансии по должности "учитель" 43 претендента. По итогам отбора, а также поступивших согласий на переезд в сельскую местность и заключения трудового договора с общеобразовательными организациями, в список победителей вошли 14 участников программы из Республики Коми, Пермского края, Республики Тыва, Нижегородской, Ростовской и Кировской областей. С нового учебного года в сельских школах Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Койгородского, Прилузского, Корткеросского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского и Сысольского районов, а также с. Щельябож (г. Усинск), пгт. Водный и пст. Седью (г. Ухта) они будут преподавать математику, русский и иностранные языки, литературу и географию. В числе педагогов-победителей – учитель начальных классов.
Как рассказала министр образования, науки и молодежной политики Республики Коми Наталья Якимова, по условиям программы педагоги должны отработать в сельской школе не менее 5 лет.
"Победители конкурсного отбора по программе "Земский учитель" после заключения трудового договора с общеобразовательной организацией получат единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей, которая, согласно поправкам в законодательстве, не будет облагаться налогом. Учителя сами определяют, на что направить денежную сумму", - подчеркнула Н. Якимова.
В числе победителей – Анастасия Владимировна Снеткова, которая будет преподавать в школе №14 пгт. Водный (г. Ухта) в начальных классах.
В 2005 году Анастасия Владимировна окончила Вятский государственный гуманитарный университет, обучалась по специальности "Педагогика и методика начального образования". По образованию - учитель начальных классов и немецкого языка. После университета сразу же устроилась на работу в районную школу пгт. Уни Кировской области, где была и социальным педагогом, и заместителем директора по воспитательной работе. Когда узнала о конкурсном отборе по программе "Земский учитель", не раздумывая, подала заявку.
"Почему – "Земский учитель"? Я сама родилась и выросла в г. Ухта, окончила школу №18. Там живет моя семья: родители, сестра, племянники. Долго думала над тем, чтобы вернуться на Родину. И в это же время я узнала про конкурс, обрадовалась и решила попробовать свои силы, так как благодаря конкурсному отбору есть возможность поработать в школе пгт. Водный, которая находится недалеко от Ухты, - рассказывает А. Снеткова. – В моих планах - жить и работать! Нет мыслей "отработать" миллион и уехать. Если всё сложится хорошо, а иначе не может быть, я останусь работать в этой школе. Опыт работы с обучающимися сельских школ у меня есть. К тому же, в данный момент я прохожу курсы повышения квалификации, чтобы освежить в памяти методику преподавания".
Что касается возраста педагогов, то самому молодому учителю 25 лет, а самому опытному – 54 года. О том, как это – практически сразу после окончания университета уехать работать в глубинку, рассказала Надежда Владимировна Петропавлова – учитель русского языка и литературы.
В 2014 году Надежда Владимировна окончила Шахтинский педагогический колледж Ростовской области по специальности "Учитель начальных классов". В феврале 2020 года – Таганрогский педагогический институт имени А.П. Чехова по специальности "Преподаватель русского языка и литературы". С 2014 года работает учителем начальных классов в школе №15 г. Зверево, Ростовской области.
Теперь молодой педагог будет обучать русскому языку и литературе детей средней общеобразовательной школы №9 пст. Седью (г. Ухта). О выборе профессии учителя гуманитарной направленности рассказывает с улыбкой.
"Почему я выбрала профессию учителя? Для меня быть учителем – значит найти подход к каждому из моих учеников, быть справедливым, научиться смотреть на мир его глазами и, в конечном итоге, понять, что я могу ему дать. Педагогическая профессия и благородна, и сложна. Это работа для тех, кто может заразить своим интересом к предмету; кто не только учит, но и показывает, как найти ответы на многие вопросы. Только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, и учитель в этом вопросе играет далеко не последнюю роль", - делится Н. Петропавлова.
В данном проекте Надежда Владимировна решила участвовать, потому что сейчас сельские школы находятся в центре внимания. По мнению Надежды Владимировны, именно здесь особо важна работа настоящих профессионалов.
"Определенное волнение все-таки есть. Но это больше приятное волнение — меня ждут новые знакомства и впечатления. Близкие люди поддержали меня, они считают, что это хороший выбор. Работая в школе сельской местности, я буду знать каждого ребенка и хорошо видеть его развитие. Есть возможность реализовать индивидуальный подход к каждому. Моя цель – достижение высоких показателей и результатов обучающихся, развитие их творческих способностей".
Вместе с тем конкурсный отбор по замещению еще двух вакансий по программе "Земский учитель" продолжается. Претенденты, набравшие наибольшее количество баллов, но не ставшие победителями, последовательно, в зависимости от их позиции в общем рейтинге, имеют возможность рассмотреть свободные вакансии из перечня вакантных должностей и дать свое согласие на переезд в сельскую местность.
Так, Лидия Евгеньевна Цынгрина в рамках дополнительного отбора приняла решение переехать из Кировской области в Койгородский район Республики Коми для обучения детей математике.
"Я работала в г. Мураши Кировской области учителем математики, и в один момент мне захотелось кардинально изменить свою жизнь. Когда появилась программа "Земский учитель", решила принять участие. Я вошла в число победителей только на дополнительном этапе конкурсного отбора. Изначально я подавала документы в с. Летка Прилузского района, но, к сожалению, не прошла отбор. Расстроилась, но решила в следующем году снова пробовать свои силы и принять участие в программе. И как я была удивлена, когда неделю назад мне позвонили и сообщили, что некоторые победители по личным причинам отказались от участия, а у меня неплохие баллы, потому мне предоставляется возможность стать земским учителем. Я, конечно же, согласилась и для дальнейшей работы выбрала Койгородскую школу. Я сразу позвонила директору этой школы. Он мне рассказал об условиях работы, которые меня устроили, и я дала согласие на переезд, - рассказывает Л. Цынгрина. - Это отличная программа для учителей, которая даёт возможность потратить единовременную выплату, например, на приобретение собственного жилья. Работать на новом месте у меня огромное желание: я активна, полна энергии, уже мечтаю начать совместную работу с сельскими детьми. Если сложится всё хорошо, то, конечно, я останусь работать в Коми".
По итогам реализации программы "Земский учитель" в новом учебном 2020-2021 году в сельских школах республики ожидают 16 учителей.