Принятие и вступление в силу закона о госконтроле и надзоре существенно снизит нагрузку на бизнес, а роль органов контрольно-надзорной деятельности изменится с репрессивной на профилактическую. Такое мнение ER.RU высказали эксперты, члены Высшего совета партии, комментируя новый закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который был накануне одобрен Совфедом и вступит в силу с июля 2021 года.
Благодаря принятому закону меняется само "лицо" контроля и надзора – от репрессивного к профилактическому, уверена член Высшего совета партии, вице-президент "Опоры России" Марина Блудян. "Теперь главная задача – не допустить нарушения – стоит не только перед субъектом проверки (предпринимателем или поставщиком услуг), но и перед инспектором. Цель не поймать и наказать, а совместными усилиями не допустить потерь и нанесения вреда – в этом суть закона. При этом "Единая Россия" с самого начала работы над законодательными изменениями первой указывала и неоднократно настаивала на принятии всех этих положений", - отметила она.
Эксперт отметила, что согласно принятым законодательным изменения, до 1 января 2021 года все контрольно-надзорные органы должны привести свои нормы и постановления в соответствие с новым ФЗ и определить необходимый им набор проверочных мероприятий. "При этом все из этих мер должны быть согласованы с прокуратурой, либо должно быть сделано уведомление ведомства (как в случае с контрольной закупкой). Представим, что какой-то контрольный орган делает контрольную закупку несколько раз, но ничего не выявляет. Через некоторое время прокуратура спросит, зачем эти проверки. Не возникла ли ситуация, что контролер ничего не выявляет, а только берет взятки? Таким образом, деятельность проверяющих органов становится более прозрачной. И это главная новация этого закона", - пояснила Марина Блудян.
Кроме того, надзорная деятельность будет основана на эффективности того или иного вида контроля. "Очень важно, что она будет измеряться не количеством проверок или собранных штрафов. Критерием эффективности станет снижение вреда или ущерба. Например, в случае с пожарным надзором – это уменьшение количества возгораний. Таким образом, основной деятельностью контрольно-надзорных органов становится профилактика, а не выполнение карательных функций и определение наказаний", – подчеркнула эксперт. Кроме того, согласно документу, появляются и удаленные меры контроля. "Получать те или иные показатели контролеры смогут сами через подключение к установленным на производстве датчикам – посещение объекта в ряде случае не потребуется. Все это также прописано в законе", – указала Марина Блудян.
Также в законе прописаны понятия "категории рисков" и "индексы риска" – контролеры должны будут распределить все объекты по этим категориям и назначить им соответствующие индексы. "Новация заключается в том, что субъект контроля может сам влиять на эти значения, делая все необходимое для их снижения", - пояснила эксперт.
В свою очередь, это нововведение будет мотивировать производителей и поставщиков услуг работать на свою репутацию, уверен член федеральной рабочей группы "Единой России" по подготовке предложений в общенациональный план по восстановлению экономики, член Высшего совета партии Евгений Демин. "Потому что чем выше у них рейтинг, тем выше
вероятность, что никаких проверок или дополнительных требований к ним в течение нескольких лет может не возникнуть", – отметил он.
Евгений Демин также указал на то, что, судя по предыдущим периодам, около 40% заявок на проверочные мероприятия были отклонены прокуратурой в силу "недостаточности обоснования для их проведения", указал эксперт. "Надеюсь, это существенно снизит нагрузку контролирующих органов на бизнес, а сами предприниматели увидят выгоду в том, чтобы работать четко в рамках законодательных нормативных актов. В долгосрочном периоде это приведет к снижению практически до нуля контрольно-надзорных мероприятия в отношении их бизнеса", – резюмировал эксперт.
Председатель профильного Комитета ГД по контролю и Регламенту, член фракции "Единая Россия" Ольга Савастьянова отметила, что принятие данных законов - "это ответ на запрос практически каждой встречи с любым профессиональным сообществом – "помогите снизить количество и частоту проверок, избыточную отчётность, необоснованные требования контрольно-надзорных органов", и скрупулёзная работа над законопроектами велась несколько лет.
"После принятия в первом чтении мы интенсивно и содержательно провели ещё серию мероприятий по их обсуждению. Главное, мы открыли площадку Комитета для участия в обсуждении законопроектов не только тем, кто сегодня является субъектом законодательной инициативы или активным субъектом и участником контрольно-надзорной деятельности, а абсолютно всем, кто готов был поделиться своими замечаниями и предложениями. И каждое из предложений мы проанализировали, и дали возможность его обсудить со всех сторон для того, чтоб принять по каждому взвешенное и обоснованное решение. Было проработано свыше 1000 внесенных поправок. Критерий для принятия решения был один – как вносимая поправка, соответствуя концепции и основной идеологии законопроектов, отвечает интересам наших граждан в части защиты и сохранности здоровья и обеспечению условий для их безопасности", - рассказала о работе над законами парламентарий.
Напомним, Совет Федерации 24 июля принял правительственный пакет законов о "регуляторной гильотине". Первый закон из пакета — "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" — предусматривает создание новой модели управления рисками, вводит понятие контрольно-надзорного производства, закрепляющего процедуры, права и обязанности всех ключевых участников этой деятельности. Также в документе предусматривается отказ от формата проверок как основного инструмента контроля. Вводятся такие понятия как контрольная закупка, выездные обследования и рейд. Этот закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу 1 июля 2021 года.