Новости Республики Коми | Комиинформ

Четвертая промышленная революция: технические направления в тренде у абитуриентов в Коми

Четвертая промышленная революция: технические направления в тренде у абитуриентов в Коми
Четвертая промышленная революция: технические направления в тренде у абитуриентов в Коми
logo
Четвертая промышленная революция: технические направления в тренде у абитуриентов в Коми
Фото Якова Шлегеля

С появлением современных технологий на рынке труда все больше вакансий, связанных с управлением автоматическими системами. Рабочие специальности остаются, но автоматизированные установки требуют большего внимания, поэтому вузы Республики Коми готовят квалифицированных специалистов для работы со сложными программами.

В Сыктывкарском лесном институте одним из таких направлений подготовки является "Автоматизация технологических процессов и производств".

В рамках новой профориентационной рубрики "Работа мечты", посвященной  развитию кадрового потенциала в лесной и целлюлозно-бумажной промышленности региона, преподаватель СЛИ, доцент, кандидат физико-математических наук Дмитрий Плешев рассказал "Комиинформу" о перспективах данного направления,  зарплатах выпускников при трудоустройстве и проблемах студентов.

HSQBvoS95qE.jpg

– Дмитрий Александрович, насколько перспективно направление "Автоматизация технологических процессов и производств" в этом году и будет ли в будущем?

– Так как основной задачей автоматизации всегда была замена человека, то актуальность развития такого направления как автоматизация не вызывает сомнений. А если учесть прогресс в области цифровых технологий, то в скором времени, автоматизация, как рядовое явление, войдет в сферу интеллектуальной деятельности человека. Следовательно, предприятиям необходимы специалисты для проектирования, создания и обслуживания подобных высокотехнологичных систем, потому что существование некоторых технологий без автоматизации попросту невозможно.

SHLG0232.jpg

– Нуждается ли регион и вообще страна в кадрах по этому направлению обучения?

– Отвечу таким образом: четвертая промышленная революция. Она представляет собой массовое внедрение роботизации и цифровых технологий управления, а это требует наличия большого количества высококлассных специалистов в области автоматизации и информационных технологий.

SHLG0225.jpg

– Чему учат по этому направлению, и какие дисциплины преподают?

– Если кратко, то автоматизировать действующие и создавать новые автоматизированные и автоматические технологии и производства начиная от обоснования и разработки норм, правил и требований, до создания и применения алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения. Основной блок профессиональных предметов состоит из дисциплин, посвященных изучению средств автоматизации и управления, современных информационных технологий, электротехники и электроники, проектирования, организации и планирования современных автоматизированных производств и многих других.

SHLG0228.jpg

– Кем может работать выпускник, окончивший данную специальность? И в каких компаниях региона?

- Специализация широкая, но если кратко, то выпускники могут работать диспетчерами, инженерами-наладчиками, инженерами по КИП и автоматике и др. Хотя в рамках учебного процесса закладывается ориентация в область лесной промышленности, наши выпускники могут работать с системами автоматизации различных производств. Из основных работодателей могу указать: АО "Монди СЛПК", "ПАО T Плюс", ООО "Сыктывкарский фанерный завод", ООО "Птицефабрика Зеленецкая", ОАО "Комитекс" и других предприятиях.

SHLG0239.jpg

– Какова средняя заработная плата специалиста этой области?

– Насколько мне известно, минимальный уровень будет находиться в рамках 40 000 – 60 000 руб.

– Могут ли взять выпускника сразу на работу в Монди СЛПК или для этого нужен опыт работы?

– Конечно. При наличии хороших знаний и желания студента-выпускника.

SHLG0247.jpg

– Обучают ли дисциплинам преподаватели-практики, например, с того же Монди СЛПК?

– Конечно. В большинстве случаев они ведут практические семинары и принимают участие в выпускных квалификационных экзаменах, но некоторые преподаватели-практики преподают и технические дисциплины.  В 2012 году при поддержке АО "Монди СЛПК" была открыта учебная лаборатория "Средства автоматизации и управления технологическими процессами", позволяющая студентам получать практические навыки проектирования, монтажа, наладки и обслуживания технических средств автоматизации и управления технологическими процессами.

– Бытует мнение, что работа по таким специальностям небезопасна и неэкологична? Так ли это?

– На счет экологии, скажу прямо, все зависит от предприятия. А соблюдение правил охраны труда, проведение обучения и соответствующих инструктажей позволяет свести к минимуму возможность возникновения опасных ситуаций на рабочем месте.

SHLG0248.jpg

– Почему и чем это направление интереснее других?

– Еще раз повторюсь: весь мир входит в эру четвертой промышленной революции, которая, скорее всего, глобально изменит рынок труда. При этом исчезнет множество профессий, но профессии, связанные с информационными технологиями и автоматическими или автоматизированными системами выйдут на передний план.

– Какие проблемы сейчас имеются, возможно в обучении, трудоустройстве, либо же в прохождении практики?

– Не вижу проблем в обучении и трудоустройстве для студентов данной специальности. 

SHLG0230.jpg

– Насколько Монди СЛПК заинтересовано в кадрах-выпускниках по этому направлению?

– Кадры, безусловно, нужны. При этом развитие предприятия в рамках Индустрии 4.0 требует постоянного роста уровня подготовки выпускников, а, следовательно, повышения качества образования.

Кафедра автоматизации технологических процессов и производств основана в сентябре 2007 года на базе сектора автоматики (дата основания – март 2002 года). В 2013 году к ней была присоединена кафедра "Физики", а в 2019 году кафедра "Информационные системы".