Новости Республики Коми | Комиинформ

Цифровая гигиена: как не стать жертвой кибермошенников

Цифровая гигиена: как не стать жертвой кибермошенников
Цифровая гигиена: как не стать жертвой кибермошенников
logo
Цифровая гигиена: как не стать жертвой кибермошенников
Фото Якова Шлегеля

В мире всегда существовали мошенники, которые похищали средства, информацию и ценности в самых разнообразных масштабах. Постепенно многие процессы переходят в цифровое пространство — шоппинг, деловые переговоры, прием врача, даже свадьбы проходят онлайн. Наши гаджеты хранят в сети такое количество данных о нас, что воссоздать по ним психологический портрет не составит труда. Цифровой прогресс принес с собой, к сожалению, не только позитивные изменения, но и привел к появлению нового вида злодеев – кибермошенников.

Сегодня кибермошенничество является поистине массовым явлением. Чаще всего злоумышленники пользуются низкой цифровой и финансовой грамотностью населения, доверчивостью и наивностью своих жертв. Если не вы сами, то, наверняка, ваши знакомые становились жертвами подобного преступления, совершенного с помощью цифровых технологий.

Несмотря на принимаемые меры профилактики среди населения, количество таких преступлений только растет. Не стала исключением и Республика Коми.

Так, по данным Информационного центра МВД по Республике Коми, за 2 квартал 2020 года на территории республики зарегистрировано 703 преступления, связанных с хищением денежных средств с использованием средств мобильной связи. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост подобных преступлений составил более 64%. Во 2 квартале 2019 года было зарегистрировано 428 преступлений.

Мошенники, с целью выманить как можно больше денег, применяют технологии социальной инженерии, играя на чувствах людей – страхе, жадности, любопытстве и т. д. С помощью психологических уловок жертву заставляют что-либо сделать для получения закрытой или ценной информации. Действия могут быть разными. Например, от пользователя требуется установить приложение, открыть файл, разослать письмо, скачать программу, переслать сообщение, продиктовать персональные данные или секретные пароли и коды и т.д. Таким образом, добившись от пользователя выполнения определенных действий, злоумышленник может получить доступ к его устройству, деньгам и конфиденциальным сведениям.

Все действия мошенника имеют одну конечную цель — завладеть сбережениями жертвы. Получив доступ к личной информации и документам, киберпреступник может шантажом заставить пострадавшего перевести некую сумму в обмен на сохранение конфиденциальности. Также личные данные используются для того, чтобы получить доступ к финансам жертвы и присвоить их.

mosch6.jpg

В связи с широким распространением кибермошенничества, даже появился новый термин – цифровая гигиена. Он обозначает ряд правил, которые нужно соблюдать, чтобы не стать жертвой преступника в интернете. Они элементарные, однако в стрессовых ситуациях, которые тонкие психологи-мошенники создают для своей жертвы, даже самый скептический ум может дать сбой.

Чтобы не стать жертвой киберпреступления, стоит запомнить следующие правила:

- К своей основной карте в вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных, вы сможете ее быстро заблокировать и избежать значительных финансовых потерь. К примеру, цифровую карту можно оформить буквально за 2 минуты в личном кабинете или мобильном приложении Сбербанк Онлайн, после чего сразу же осуществлять по ней переводы и платежи. При этом обслуживание бесплатное и чтобы ею пользоваться, пластик получать не обязательно.

- Храните номер карточки и ПИН–коды в тайне. Запомните и сотрите/заклейте CVC-код (три цифры на оборотной стороне карты). Никогда не передавайте эту информацию третьим лицам.

- Не переходите по ссылкам, содержащимся в спам-рассылках или в письмах от неизвестных отправителей. Удостоверьтесь в правильности ссылки, прежде чем переходить по ней из электронного письма. Если отправитель вам не знаком, лучше вообще не открывать такое письмо, так как оно может содержать вирусы.

- Не заполняйте полученные по электронной почте и в соцсетях формы и анкеты. Чаще всего их целью является выманивание личных данных, которые могут затем использоваться без вашего ведома. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах - они имеют в адресной строке значок "замок".

- Никогда не сообщайте персональные данные, логины и пароли от личного кабинета в интернет-банке по телефону или электронной почте посторонним людям. Сотрудники банка никогда не запрашивают такие сведения по электронной почте и телефону.

- Если вам звонят по телефону, представляются сотрудниками банка или ведомственных органов и под различными предлогами просят произвести какие-то действия с вашей картой или продиктовать персональные данные – стоит насторожиться. Если собеседник пытается вас запугать, надавить, ограничить во времени принятия решений, не дает подумать и проанализировать ситуацию, то это со 100% вероятностью мошенник. Следует незамедлительно прекратить разговор и сообщить об этом инциденте в службу поддержки вашего банка или в полицию.

mosch3.jpg

Так, для безопасности клиентов и предотвращения преступлений, Сбербанк запустил на своем сайте бесплатный сервис, позволяющий любому интернет-пользователю проверить на мошенничество вызывающий подозрение номер телефона или веб-сайт. В специальную строку нужно ввести номер телефона либо адрес сайта, сервис сообщит, является ли он безопасным и следует ли ему доверять.

Кроме того, на сайте банка можно передать адрес мошеннического сайта или данные о подозрительном номере телефона, с которого позвонили злоумышленники. Эти данные Сбербанк направляет в заинтересованные экспертные организации для проведения мероприятий по расследованию и блокировке подобных звонков. 

Если вы столкнулись с мошенниками, следует незамедлительно прервать звонок, а после зайти в мобильное приложение или позвонить в контактный центр банка, чтобы проверить были ли операции по счету, совершенные не вами. Клиенты Сбербанка, к примеру, могут позвонить на номер 900 (с мобильного телефона) или осуществить вызов непосредственно из банковского мобильного приложения. Также можно записать номер телефона своего банка в контакты мобильного устройства (к примеру номера телефонов, с которого могут звонить из Сбербанка 900, 8-800-55-55-550), чтобы при звонке не от банка высвечивался незнакомый номер. У других финансовых организаций экстренный номер указан на официальном сайте, в мобильном приложении или на обороте карты. В случае, если злоумышленниками были совершены операции по переводу средств или вы успели передать данные посторонним, но пока на счете сохранились деньги, следует заблокировать карту через приложение или с помощью оператора.

Если вы потеряли или у вас украли телефон, к которому подключен СМС-банк или установлено банковское мобильное приложение, вам нужно обратиться в финансовую организацию и попросить заблокировать СМС-банк. Затем заблокируйте свою сим-карту у сотового оператора. Не забудьте при смене сим-карты проинформировать банк.

Банки постоянно устраняют новые угрозы и используют самые современные средства защиты, операторы интернет-связи блокируют вредоносные сайты, сотовые операторы предупреждают о мошеннических и спам-звонках. Однако самая важная составляющая безопасности — это собственная осведомленность, бдительность и осторожность.