Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, направленных на защиту граждан и повышение доверия к банковскому сектору. Теперь при оформлении потребительских кредитов заёмщикам не смогут навязать дополнительные услуги, увеличивающие их расходы по займу, также вводится запрет на необоснованный отказ банков в обслуживании клиентов.
"Заёмщиками является значительная часть населения страны, поэтому рассматриваемые законопроекты – это ответы на многочисленные обращения людей, столкнувшимися с различными проблемами, наиболее часто встречающейся из которых - навязывание банками дополнительных услуг. Поправки в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" запрещают навязывать дополнительные платные услуги при заключении и исполнении договора потребительского займа. В случае нарушения запрета банк обязан будет выплатить заёмщику компенсацию в двукратном размере произведённых им затрат по оплате дополнительных услуг в течение 10 рабочих дней с даты предъявления соответствующего требования", - рассказала Председатель Комитета по контролю и Регламенту, член Фракции "Единая Россия" Ольга Савастьянова.
Документ исключает и возможность навязывания по кредитным договорам, заключённым на срок свыше года, страховки на весь срок кредитования с единовременной оплатой страховых платежей. В законопроекте также уточняется расчёт предельного размера неустойки за неисполнение заёмщиком обязательств по возврату кредита — он не сможет превышать 20% от суммы просроченной задолженности.
Также банкирам запретят включать в кредитный договор пункт об обязательном наличии на счёте, с которого гасится долг, неснижаемого остатка.
"Поправка, касающаяся неснижаемого остатка на счёте заёмщика, сегодня, когда из-за последствий пандемии с финансовыми трудностями столкнулись очень и очень многие, имеет большое значение. Это расширяет людям возможность пользования всеми своими средствами, оставаясь добропорядочными заёмщиками", - отметила депутат.
Также Госдума приняла в первом чтении поправки, которые обязывают кредитные организации информировать клиентов об отказе в совершении операции без объяснения причин.
Сейчас, согласно законодательству, банки могут отказаться обслуживать клиента и даже заблокировать его счета, если сочтут подозрительной ту или иную его операцию. Объяснять причины, по которым гражданам было отказано в совершении операций по счёту, они не обязаны.
"Законопроект сохраняет за банками право оперативно и адекватно реагировать на подозрительные финансовые операции, что, безусловно, важно, для безопасности страны, в том числе антитеррористической. При этом снижается количество и острота ситуаций, когда счета предприятий и организаций необоснованно блокировались, из-за чего, к примеру, возникали задержки заработной платы, так как руководителям приходилось долго решать разногласия с банком. В соответствии с рассматриваемым законопроектом, отказ от обслуживания и блокировка счёта банком будут возможны, только если при проведении у работников кредитной организации возникло обоснованное подозрение в отмывании клиентом преступных доходов или финансировании терроризма. При этом банк будет обязан в срок не позднее пяти рабочих дней с момента отказа представить клиенту информацию о времени и причинах принятия такого решения. Это ещё одно значимое решение по оздоровлению банковской сферы в пакете антикризисных мер поддержки граждан и бизнеса", - пояснила Ольга Савастьянова.