АО "Монди СЛПК" впервые доставило товарную целлюлозу в континентальный Китай без использования морского транспорта, используя исключительно контейнерные железнодорожные перевозки. Благодаря принципиально новой схеме доставки время в пути было сокращено почти в шесть раз, а покупателю был предоставлен полный сервис.
"Нам важно идти в ногу со временем и оставаться конкурентоспособными в части сервиса. Новая схема доставки продукции в Китай является хорошим логистическим решением и по скорости, и по стоимости – суммарно перевозка по железной дороге вышла дешевле, чем по морскому пути. Важно, что такого результата мы смогли добиться даже в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса", – сказала начальник управления логистики и заказов Монди СЛПК Татьяна Завацкая.
Китай является одним из крупнейших потребителей продукции российской ЦБП. Здесь стабильно растет спрос на бумагу, картон и сухую товарную целлюлозу. Продукцию Монди СЛПК в Китае ценят и готовы приобретать. Однако слабо развитая система доставки в этом направлении не позволяла удовлетворить в полной мере потребности потребителей: сроки были слишком длительными, а затраты – высокими.
Классический маршрут раньше занимал около 70 дней и выглядел так: контейнерная перевозка из Сыктывкара по железной дороге до порта Санкт-Петербурга, оттуда морским транспортом до китайского порта. Доставку из порта в континентальный Китай клиент организовывал своими силами.
Новая схема построена иначе. Партию хвойной беленой целлюлозы погрузили в 62 контейнера и отправили вглубь страны, в направлении границы с Казахстаном, ускоренным контейнерным поездом (он преодолевает около 800 километров в сутки, тогда как обычные составы – всего около 300 километров).
Далее поезд отправился до казахско-китайской границы, а затем в континентальный Китай – в провинцию Сычуань, город Чэнду, где расположено производство клиента. Перевозка заняла всего 12 дней, поезд добрался до конечной станции назначения быстрее экспресс-почты. Без трудностей, конечно, не обошлось.
Исторически в Китае и России принята разная ширина железнодорожной колеи. Китайская соответствует одному из международных стандартов – ее ширина 1435 мм, а в России и странах СНГ – 1520 мм. Поэтому на казахско-китайской границе для перехода с одной колеи на другую пришлось перегружать контейнер на иную железнодорожную платформу, а это – потеря времени. Но благодаря совместным усилиям и слаженной командной работе подразделений управления логистики и заказов Монди СЛПК и контрагентов все сложности удалось преодолеть четко и оперативно.
"Китай является крупнейшим в мире рынком товарной целлюлозы, на него приходится более 1/3 мирового спроса из 70 млн тонн, и он продолжает расти. Именно спрос в Китае определяет решения по инвестициям в строительство крупнейших производственных площадок в Южной Америке, Северной Европе и на других континентах. В Китае очень высокий уровень конкуренции среди производителей целлюлозы. Почти все объемы поставляются через морские гавани страны. Уникальное преимущество по скорости доставки доступно в рамках проекта "One Belt, One Road". Это большой проект, часть которого призвана объединить Азию и Европу трансевразийскими транспортными коридорами и повысить конкурентоспособность вовлеченных стран. Экономика Китая активно развивается в континентальной части, смещаясь от развитого Тихоокеанского пояса в центр и далее на запад. Именно для Центральной и Западной части Китая интересно предлагать сервис по поставкам целлюлозы железнодорожным транспортом, поскольку здесь есть растущий спрос и регионы удалены от эпицентра конкуренции вдоль Тихого океана. Поэтому предприятия из России, Белоруссии и Скандинавии осваивают сегодня новый путь", - прокомментировал руководитель по продажам целлюлозы ООО "Монди Сейлз СНГ" Игорь Наумов.