Минприроды Коми внесло ряд предложений в проект Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации на период до 2030 года, сообщает пресс-служба ведомства.
Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Российской Федерации разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Она предусмотрена федеральным проектом "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" нацпроекта "Экология".
Стратегия определяет основные направления развития системы ООПТ и мер повышения качества государственного и муниципального управления ООПТ.
На заочном заседании комиссии по вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, проведённом в Минприроды Коми, рассмотрели проект Стратегии и представили ряд предложений и замечаний для его разработки.
А именно, для совершенствования государственного управления системой ООПТ необходимо разработать и утвердить региональные схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. Эти схемы должны быть разработаны на основе единых требований к их составу, порядку разработки, согласованию и утверждению. Кроме того, единые требования должны быть к составу материалов, обосновывающих создание, изменение границ, реорганизацию или упразднение ООПТ, а также единой схемы ООПТ РФ.
"Уверен, что такой подход позволит создать репрезентативную и сопряженную общероссийскую сеть ООПТ, а также обеспечит сохранение местообитаний редких видов растений и животных. Помимо этого будут учтены перспективы социально-экономического развития субъектов РФ, а также минимизированы возможные социальные конфликты, возникающие при создании ООПТ, и связанные с ограничением или запрещением хозяйственной деятельности", - пояснил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин.
В 2019 году Минприроды Коми выполнен первый этап работ по подготовке Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения. В рамках первого этапа подготовлены предложения по созданию новых ООПТ и упразднению ряда ООПТ республиканского значения, наличие которых по разным причинам не имеет оснований.
В 2020 году запланирована реализация второго этапа Схемы: проведение исследований выбранных участков, расположенных в зоне тундры, полосе притундровых лесов, а также в зоне тайги, которые в значительной степени совпадают с предложениями Минприроды России. Уточнение и принятие Схемы развития и размещения ООПТ республиканского значения позволит исключить имеющиеся сегодня пробелы в представленности ландшафтов региона на объектах природно-заповедного фонда.
"Кроме того, считаю не вполне обоснованным существующий в настоящее время подход определения достаточности сети ООПТ путем установления доли площади занимаемой ООПТ к общей площади субъекта РФ, - добавил Роман Полшведкин. - При определении достаточности сети ООПТ необходимо руководствоваться такими принципами, как ландшафтный принцип, в системе ООПТ должны быть представлены все типы ландшафтов, и принцип сохранения местообитания редких видов (местообитание всех видов, занесенных в Красную книгу, представлены в системе ООПТ)".
Комиссия также отметила, что экологический каркас территории формируется не только за счет создания системы ООПТ, но и других зон с особыми условиями использования территории – водоохранных зон и защитных лесов. Площадь защитных лесов в Республике Коми составляет более 40% от общей площади лесов. По оценке экспертов Международного союза охраны природы режимы этих зон соответствуют международным стандартам режима ООПТ.
Помимо этого, в Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации должна содержаться информация о влиянии системы ООПТ на социально-экономическое развитие РФ, а перспективы развития заповедной системы должны сопрягаться со Стратегией социального-экономического развития Российской Федерации.
Отдельное внимание в Стратегии должно быть уделено вопросу создания и развития ООПТ в Арктической зоне РФ, поскольку именно Арктика наиболее уязвима к антропогенному воздействию.