Проект "Безопасный интернет" уже второй год реализуется в Республике Коми в рамках Комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства, "На защите детства". Как обезопасить себя, своих детей от тех рисков, которые можно встретить на просторах сети, рассказал педагог-психолог Регионального центра развития социальных технологий Артём Краевский.
- Артём Витальевич, насколько актуальна тема безопасного поведения детей в сети? Обращаются ли родители по таким вопросам?
- Хотелось бы ответить на этот вопрос при помощи статистики: по данным за 2019 год, 32% детей ежедневно проводят в сети по 8-9 часов. Интернет – это информационно-коммуникативная среда, и помимо явно полезной информации "сеть" включает еще и риски, с которыми мы можем сталкиваться ежедневно.
Родители обращаются с вопросами, конечно. Иногда и по своей воле они начинают давать своим детям гаджеты уже и в 3-4 года, следуя разным мотивам, например, отвлечь ребенка и отдохнуть самому. Показывая развлекательный контент, ребенку начинает это нравиться, и он все больше и больше требует гаджет. И сначала это не становится проблемой, а в проблему перерастает это тогда, когда незаметно для родителей ребенок проводит с гаджетом большую часть времени.
- С какими именно опасностями дети могут встретиться?
- Мы выделили четыре основных риска, с которыми встречается каждый пользователь, не только дети: коммуникационные, контентные, потребительские и технические.
Коммуникационные возникают в процессе общения и взаимодействия людей в интернете. Дети больше всего подвержены кибертравле и сексуальным домогательствам, которые, к сожалению, стали распространенными в наше время.
Контентные, думаю, из самого слова понятно, что это связано с той информацией, которую мы встречаем. Эта информация является противозаконной, связана с разжиганием межнациональной розни, проявлением агрессивного и суицидального поведения, рекламой казино и запрещенных психоактивных веществ. Распространяется чаще всего в виде ярких и привлекательных картинок, но может иметь и другие форматы: текстовые, аудио- и видеообращения и ссылки на ресурсы.
Потребительские. С данным риском чаще всего сталкиваются взрослые, которые хотят приобрести товар по "вкусной" цене, а взамен получают то, что может быть даже не похожим и на фотографию товара, не говоря уже о качестве. Либо вовсе на почте получают "кирпич" в посылке. Такие случаи нередко можно встретить в заголовках наших СМИ – "Житель Княжпогоста получил камень вместо телефона".
Технические риски связаны с повреждением программного обеспечения устройства. Речь идет о вирусах, которые активно распространяются вместе с файлами, которые мы скачиваем из сети. Помимо повреждения программного обеспечения, вирусы могут передавать личные данные пользователя. Все, что есть на персональном компьютере, может пойти в руки злоумышленников.
- Есть ли отличия опасностей для мальчиков и для девочек?
- Я думаю, что нет. Риски одинаковы для всех возрастов и полов. На уловку мошенников может попасть каждый из нас.
- В каком возрасте чаще дети начинают изучать интернет и с какого возраста лучше ребенка знакомить с ним?
- Этот вопрос очень индивидуален, но я бы ответил так: знакомить ребенка с интернетом надо с того возраста, с какого он начинает пользоваться им. Для детей любого возраста можно найти свой подходящий способ знакомства. Например, у известных мультстудий (Смешарики, Фиксики) есть специальные выпуски, посвященные безопасному поведению в сети. Они подойдут для детей до 10-13 лет. Для детей постарше есть специальный сайт И-РИСКИ.РФ, где в игровой форме вместе с ребенком можно пройти квест-игру, посвященную сети.
- Что родители должны рассказать детям и как это лучше сделать?
- В предыдущем ответе я частично рассказал об этом. Но хочется добавить одну важную вещь. Если в семье существует запрет на пользование интернетом или социальной сетью, у ребенка все равно будет возникать желание пользоваться, и он будет делать это в тайне. И при столкновении с опасностью в сети, из-за страха нарушить родительский запрет, он не обратится к родителям за помощью, что может усугубить ситуацию. Поэтому хочется сказать, чтобы родители избегали подобных запретов, а выстраивали доверительные отношения с ребенком.
- Что за проект "Безопасный интернет" и чему он учит детей?
- Проект направлен на ознакомление детей с рисками и правилами поведения для предупреждения рисков, либо для того, чтобы дети знали, что делать в той или иной ситуации.
Например, на классных часах с детьми и подростками мы обсуждаем то, что ни в коем случае нельзя раскрывать личные данные в сети. Нельзя ходить на встречи с "виртуальными друзьями", ведь этот человек может оказаться не тем, за кого себя выдает. Как распознать безопасные страницы для посещения и какими программами мы можем обеспечить информационную безопасность.
- А есть ли что-то подобное для взрослых?
- Да, мы проводим и родительские собрания. Всего в рамках проекта на классных часах и родительских собраниях было проинформировано 820 детей и 750 взрослых. Информация, которую мы даем для родителей, заметно отличается от того, что рассказываем детям. Помимо общих рисков и правил, мы рассказываем еще и об известных способах мошенничества, например, о просьбах помощи с незнакомых номеров, которые приходят от имени родственников. Очень активные пользователи социальных страниц любят рассказывать о своей жизни, о планах. И рассказывая о предстоящем отпуске, воры могут проследить по меткам фотографий, где живут хозяева квартиры, и в момент отсутствия незаконно проникнуть в нее с целью грабежа. О том, что личные страницы в социальных сетях легко взломать или подделать профиль, и от имени владельца просить денежные средства. Многие родители и сами не знают этих правил, не говоря о том, чтобы учить своих детей.