Новости Республики Коми | Комиинформ

Как сделать интернет безопасным для детей

Как сделать интернет безопасным для детей
Как сделать интернет безопасным для детей
logo
Как сделать интернет безопасным для детей
Фото Регионального центра развития социальных технологий

Проект "Безопасный интернет" уже второй год реализуется в Республике Коми в рамках Комплекса мер, направленного на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства, "На защите детства". Как обезопасить себя, своих детей от тех рисков, которые можно встретить на просторах сети, рассказал педагог-психолог Регионального центра развития социальных технологий Артём Краевский.

- Артём Витальевич, насколько актуальна тема безопасного поведения детей в сети? Обращаются ли родители по таким вопросам?

- Хотелось бы ответить на этот вопрос при помощи статистики: по данным за 2019 год, 32% детей ежедневно проводят в сети по 8-9 часов. Интернет – это информационно-коммуникативная среда, и помимо явно полезной информации "сеть" включает еще и риски, с которыми мы можем сталкиваться ежедневно.

Родители обращаются с вопросами, конечно. Иногда и по своей воле они начинают давать своим детям гаджеты уже и в 3-4 года, следуя разным мотивам, например, отвлечь ребенка и отдохнуть самому. Показывая развлекательный контент, ребенку начинает это нравиться, и он все больше и больше требует гаджет. И сначала это не становится проблемой, а в проблему перерастает это тогда, когда незаметно для родителей ребенок проводит с гаджетом большую часть времени.

- С какими именно опасностями дети могут встретиться?

- Мы выделили четыре основных риска, с которыми встречается каждый пользователь, не только дети: коммуникационные, контентные, потребительские и технические.

Коммуникационные возникают в процессе общения и взаимодействия людей в интернете. Дети больше всего подвержены кибертравле и сексуальным домогательствам, которые, к сожалению, стали распространенными в наше время.

Контентные, думаю, из самого слова понятно, что это связано с той информацией, которую мы встречаем. Эта информация является противозаконной, связана с разжиганием межнациональной розни, проявлением агрессивного и суицидального поведения, рекламой казино и запрещенных психоактивных веществ. Распространяется чаще всего в виде ярких и привлекательных картинок, но может иметь и другие форматы: текстовые, аудио- и видеообращения и ссылки на ресурсы.

Потребительские. С данным риском чаще всего сталкиваются взрослые, которые хотят приобрести товар по "вкусной" цене, а взамен получают то, что может быть даже не похожим и на фотографию товара, не говоря уже о качестве. Либо вовсе на почте получают "кирпич" в посылке. Такие случаи нередко можно встретить в заголовках наших СМИ – "Житель Княжпогоста получил камень вместо телефона".

Технические риски связаны с повреждением программного обеспечения устройства. Речь идет о вирусах, которые активно распространяются вместе с файлами, которые мы скачиваем из сети. Помимо повреждения программного обеспечения, вирусы могут передавать личные данные пользователя. Все, что есть на персональном компьютере, может пойти в руки злоумышленников.

- Есть ли отличия опасностей для мальчиков и для девочек?

- Я думаю, что нет. Риски одинаковы для всех возрастов и полов. На уловку мошенников может попасть каждый из нас.

- В каком возрасте чаще дети начинают изучать интернет и с какого возраста лучше ребенка знакомить с ним?

- Этот вопрос очень индивидуален, но я бы ответил так: знакомить ребенка с интернетом надо с того возраста, с какого он начинает пользоваться им. Для детей любого возраста можно найти свой подходящий способ знакомства. Например, у известных мультстудий (Смешарики, Фиксики) есть специальные выпуски, посвященные безопасному поведению в сети. Они подойдут для детей до 10-13 лет. Для детей постарше есть специальный сайт И-РИСКИ.РФ, где в игровой форме вместе с ребенком можно пройти квест-игру, посвященную сети.

- Что родители должны рассказать детям и как это лучше сделать?

- В предыдущем ответе я частично рассказал об этом. Но хочется добавить одну важную вещь. Если в семье существует запрет на пользование интернетом или социальной сетью, у ребенка все равно будет возникать желание пользоваться, и он будет делать это в тайне. И при столкновении с опасностью в сети, из-за страха нарушить родительский запрет, он не обратится к родителям за помощью, что может усугубить ситуацию. Поэтому хочется сказать, чтобы родители избегали подобных запретов, а выстраивали доверительные отношения с ребенком.

- Что за проект "Безопасный интернет" и чему он учит детей?

- Проект направлен на ознакомление детей с рисками и правилами поведения для предупреждения рисков, либо для того, чтобы дети знали, что делать в той или иной ситуации.

Например, на классных часах с детьми и подростками мы обсуждаем то, что ни в коем случае нельзя раскрывать личные данные в сети. Нельзя ходить на встречи с "виртуальными друзьями", ведь этот человек может оказаться не тем, за кого себя выдает. Как распознать безопасные страницы для посещения и какими программами мы можем обеспечить информационную безопасность.

- А есть ли что-то подобное для взрослых?

- Да, мы проводим и родительские собрания. Всего в рамках проекта на классных часах и родительских собраниях было проинформировано 820 детей и 750 взрослых. Информация, которую мы даем для родителей, заметно отличается от того, что рассказываем детям. Помимо общих рисков и правил, мы рассказываем еще и об известных способах мошенничества, например, о просьбах помощи с незнакомых номеров, которые приходят от имени родственников. Очень активные пользователи социальных страниц любят рассказывать о своей жизни, о планах. И рассказывая о предстоящем отпуске, воры могут проследить по меткам фотографий, где живут хозяева квартиры, и в момент отсутствия незаконно проникнуть в нее с целью грабежа. О том, что личные страницы в социальных сетях легко взломать или подделать профиль, и от имени владельца просить денежные средства. Многие родители и сами не знают этих правил, не говоря о том, чтобы учить своих детей.