В прошлом году объемы платных услуг возросли во всех отраслях социальной сферы и составили 7,5 процента от объемов бюджетного финансирования. На развитие социальной сферы было направлено 7,1 миллиарда рублей или 44 процента всех расходов консолидированного бюджета, из них большая часть - на развитие образования (58 процентов), здравоохранения, физической культуры и спорта (35 процентов).
Объем платных медицинских услуг увеличился в 1,6 раза в сравнении с 2001 годом и составил 163,6 миллиона рублей. Вместе с тем, специалисты отмечают, что платное медобслуживание доступно для незначительной, высокодоходной части населения. Подавляющее большинство ощутило ухудшение условий медобслуживания. В объем платных услуг сегодня включены профилактические медосмотры, стоматологические, ортопедические, гинекологические и диагностические услуги, наибольшей популярностью из них пользуются услуги стоматологов. Среди административных центров Северо-Запада России в Сыктывкаре в декабре минувшего года наблюдались максимальные цены на стоматологические услуги (лечение кариеса, одна пломба в среднем - 468,2 рубля). Кроме того, были востребованы услуги по изготовлению очков, контактных линз и прием врачей-специалистов (одно посещение - 140,14 рубля).
Кроме того, Сыктывкар остается самым дорогим городом по платному обучению. Спрос на образовательные услуги в прошлом году возрос на 35 процентов, учреждения образования привлекли более 373,9 миллиона рублей, что составило 8,3 процента от суммы бюджетного финансирования.
***На начало 2002-2003 учебного года в республике насчитывалось 4 самостоятельных государственных вуза и 12 филиалов. Кроме того, действовало 9 негосударственных высших учебных заведений. В последние годы развиваются новые формы общеобразовательных учреждений: гимназии, лицеи, негосударственные школы. На начало 2002-2003 учебного года в 17 гимназиях Коми обучались 7 тысяч человек (на 3 процента больше чем в предшествующем году). Еще 2,1 тысячи человек посещали 10 лицеев и 174 человека - два негосударственных общеобразовательных учреждения.