Республика Коми закрепит за собой статус пилотного северного региона по развитию народных художественных промыслов. Об этом заявил сегодня министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Емельянов на открытии конференции "Народные художественные промыслы — основа формирования брендов и узнаваемости Республики Коми. История. Современное состояние" в Сыктывкаре.
Сергей Емельянов сообщил, что в рамках III Северного культурного форума 12-13 марта состоится большое северное совещание, в котором примут участие руководители предприятий, реализующих сегодня политику в области народных художественных промыслов, а также заинтересованные люди, которые хотели бы подключиться к решению данных вопросов. Такое решение было принято по итогам выставки "Ладья" на встрече с заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадыровой, курирующей развитие народных художественных промыслов.
"Закрепление такого статуса для нашего региона не только престижно, но и даст преимущества в работе по сохранению и развитию народных художественных промыслов", - цитирует Сергея Емельянова пресс-служба Центра народного творчества.
В конференции принимают участие мастера из Сыктывкара, Ухты, Печоры, Прилузского, Сыктывдинского, Усть-Вымского, Усть-Цилемского, Удорского, Усть-Куломского и Ижемского районов.
Президент Коми ремесленной палаты Ефим Канев считает, что бренды нужно искать в истории, культуре и традициях региона. В Коми брендом могут стать: вычегодская, мезенская, пижемская росписи, узорное вязание, традиционные коми костюмы, куклы в народной одежде, художественные изделия из кожи с традиционным орнаментом, широко известный авторский сувенир "Солнышко", коми промысловый календарь, памятник букве Ӧ. Коми шаньги, черинянь, столбы выветривания Маньпупунер, по мнению Ефима Канева, тоже нельзя исключать, "но в них нет духовной составляющей".
Чтобы сохранить лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, Центр народного творчества и повышения квалификации реализует целый ряд программ по поддержке мастеров и передачи навыков мастерства молодому поколению. Заведующий сектором Евгения Сурнина, представляя опыт учреждения в данном направлении, отметила, в частности, проект "Творческие мастерские". Эти обучающие мероприятия позволяют мастерам из Коми не только обмениваться знаниями, но и перенимать опыт мастеров из других северных регионов. На основе полученных знаний некоторые участники "Творческих мастерских" у себя на местах уже открыли клубы для населения, активно приобщают к ремеслу молодежь.
О сохранении и актуализации культурного наследия в Карелии рассказала Светлана Кольчурина, директор Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия "ЭХО". По её словам, бренд – это смысл, философия, а ремесло – это не сувенир, это наследие, история.
"Развитие ремесла – это экологически чистая цепочка. Например, для продвижения традиций узорного вязания, нужны хорошие шерстяные нити, а для этого должно быть развито овцеводство, а значит и сельское хозяйство. Нужно работать с живой традицией на местах. Мы немного меняем форму, цвет, чтобы изделие стало востребованным современным человеком. Не сделаешь бренд без качественной визуализации. Важно объединить ремесленника с дизайнером, создавать коллаборации с представителями креативных индустрий, обучить ремесленника навыкам бизнеса", - отметила Светлана Кольчурина.
Во второй половине дня конференция продолжит свою работу. По итогам будет принята резолюция.
Конференция проводится на базе Центр народного творчества и повышения квалификации. Организатор — Коми ремесленная палата.