Новости Республики Коми | Комиинформ

"Февральские чтения" в СГУ им. Питирима Сорокина посвятили опорным вузам

"Февральские чтения" в СГУ им. Питирима Сорокина посвятили опорным вузам
"Февральские чтения" в СГУ им. Питирима Сорокина посвятили опорным вузам
logo
"Февральские чтения" в СГУ им. Питирима Сорокина посвятили опорным вузам
Фото Марка Оникула

Традиционные "Февральские чтения" начались с обсуждения работы опорных вузов. 12 февраля в СГУ им. Питирима Сорокина в рамках двадцать седьмой годичной сессии Ученого совета СГУ им. Питирима Сорокина (Февральских чтений) открылась Всероссийская научная конференция "Опорный вуз в региональной системе образования: новый вектор развития". Университет и его партнеры обменялись опытом и рассказали о совместных наработках.

Свои научные изыскания предложили к очному и заочному обсуждению более полусотни участников из Сыктывкара, Москвы, Чеченской Республики, Кирова, Владимира, Кемерова, Ульяновска, Костромы, Владимира, Череповца. На церемонии открытия и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова поприветствовала всех присутствующих и отметила, что февраль выбран для проведения конференции неслучайно:

"10 февраля — день рождения нашего университета, и он уже невозможен без Коми государственного пединститута, у которого тоже день рождения в феврале. Даже реорганизация университетов произошла в феврале. Так что у всех — день рождения, а у нас — месяц рождения", — отметила Ольга Сотникова.

Гость конференции, зампредседателя Госсовета Коми Валентина Жиделева подчеркнула, что в феврале отмечаются также дни памяти Питирима Сорокина.

"СГУ им. Питирима Сорокина — опора не только региона, но и Северо-Запада, партнер для других регионов. Государственный совет Республики Коми всегда держит под внимательным патронажем все, что происходит в вашем вузе. Студенты университета — это золотой фонд Республики Коми. И наша задача — сделать так, чтобы они получили хорошее образование и были достойно трудоустроены. Разработки, которые появляются в СГУ, вполне могут быть реализованы на предприятиях, служить основой для открытия новых производств", — подчеркнула Валентина Жиделева.

Заместитель министра образования, науки и молодежной политики республики Максим Ганов отметил, что СГУ им. Питирима Сорокина выполняет все запланированные мероприятия и реализует проекты. Он отметил открытие "Дома научной коллаборации" им. В.А.Витязевой, мастерских WorldSkills, региональный проект "Социальная активность", который предусматривает вовлечение в волонтерскую деятельность, проект "Диалоги на равных".

"Нам предстоит еще много сделать. Например, федеральный проект "Учитель будущего": СГУ является основной кузницей кадров для сферы образования Республики Коми. В рамках этого проекта мы ждем подвижек, в том числе участие в грантовых конкурсах для создания центров опережающей современной подготовки педагогов. Летом университет будет проводить Кампус молодежных инициатив для детей, направленный на профориентацию. Он предполагает обучение современным предметам, культурную и досуговую программу", — прокомментировал Максим Ганов.

Пленарное заседание открыл доклад доктора культурологии Майи Бурлыкиной о высшем образовании в Коми времен Великой Отечественной войны. На момент начала войны в Сыктывкаре работали Коми пединститут и научные организации. В 1941 году к нам из Петрозаводска был эвакуирован Карело-финский университет. С этого года до июля 1943 у КГПИ и КФУ был один ректор — Константин Митропольский.

7.jpg

Также в Сыктывкар эвакуировали научные базы Академии наук, они слились в Базу Академии наук по изучению Севера.

"Ученые преподавали в университете, пединституте, проводили научные исследования. Наука не стояла на месте, хотя тематика была ориентирована на потребности обороны страны, задачи народного хозяйства, развития Севера и выявления резервов для Победы. Ученые-геологи проводили разведку полезных ископаемых Приуралья, физиологи изучали морозостойкость картофеля. Большой удачей стало то, что в 1942 году в Сыктывкар был эвакуирован доктор филологических наук, основоположник финноугроведения, профессор Ленинградского университета Дмитрий Владимирович Бубрих", — рассказала Майя Бурлыкина.

Стоит отметить, что Майя Бурлыкина является ветераном Сыктывкарского госуниверситета, ей выдали первое удостоверение работника вуза 1 февраля 1972 года.

Следующий доклад представила и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова, она рассказала о направлениях развития опорного вуза.

"Проект опорных вузов вошел в национальный проект "Образование", поэтому мы продолжим в нем участвовать, но уже в более высоком статусе", — отметила Ольга Сотникова.

3.jpg

Одним из направлений развития опорного вуза становится модернизация образовательной деятельности — внедрение модульного принципа обучения, практико-ориентированного подхода, регионального компонента в системе образования. Второе направление — это материально-техническое обеспечение:

"Мы взяли на вооружение оснащение наших лабораторий школьным оборудованием с тем, чтобы, придя в школу, молодой педагог умел работать на нем, а если его не оказалось, он бы раскрыл свою предприимчивость, и это оборудование появилось", — подчеркнула и.о. ректора.

Третье направление развития опорного вуза — это расширение возможностей коммуникации. Участникам конференции рассказали о кампусной системе университета, которая развивается с 2014 года и к сегодняшнему моменту располагает сервисами для студентов, преподавателей и сотрудников.

Гостья из Череповецкого государственного университета, завкафедрой психологии Марина Кудака рассказала об опыте организации сетевого взаимодействия сыктывкарского и череповецкого вузов по программе магистерской подготовки "Педагогика одаренности". Наладить диалог помогла директор Института иностранных языков СГУ Юлия Барышникова. Марина Кудака рассказала о предпосылках открытия сетевой программы:

"Это относительная территориальная близость. Мы нечасто встречаемся с Институтом иностранных языков, но ощущение того, что мы рядом, мы — опорные вузы и действуем в одной логике развития, дает нам силы. Также немаловажно, что мы имеем одинаковые возможности информационно-образовательной среды. Если бы системы сильно отличались, мы бы не могли наладить нормальный диалог между студентами и преподавателями. В договоре также есть отдельный пункт о том, что мы как вузы должны дать возможность использовать электронное, дистанционное обучение. Наши бюджеты невелики, поэтому мы не можем позволить себе очный обмен педагогами".

Также на пленарном заседании выступил представитель еще одного опорного вуза — помощник ректора по программам развития, начальник управления научно-исследовательской деятельности Владимирского госуниверситета Илья Паньшин. Он рассказал об опыте ВлГУ по реализации программы развития опорного университета. Еще одним докладчиком стал Алексей Самарин, временно исполняющий обязанности директора ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Он отметил направления взаимодействия университета и Коми научного центра.

12.jpg

Во второй половине дня конференция продолжилась заседаниями секций и круглыми столами. Так, на круглом столе "Развитие сотрудничества вузов с индустриальными партнерами" всем присутствующим представили двух новых партнеров СГУ им. Питирима Сорокина — Московский государственный лингвистический университет и компанию "Комитекс".

Директор по экономике и персоналу "Комитекс" Юлия Юдина рассказала, что компания остро нуждается в новых кадрах, особенно, инженерных специальностей. Еще одни востребованные работники — это переводчики:

"Наши потребители, партнеры очень требовательные. Они хотят разрабатывать продукцию на иностранном языке, создавать презентации на иностранном языке. К сожалению, действительный состав персонала не говорит на необходимых языках, ведь самый востребованный для нас язык — это китайский. Мы закупаем китайское, итальянское оборудование для производства. Переводчики требуются при проведении деловых встреч или для разработки технических требований для новых разрабатываемых продуктов".

Итоги конференции подведут сегодня на круглом столе.