Неутешительный диагноз поставил Сыктывкару общественник-урбанист Дмитрий Махов. Он рассказал о главных симптомах болезни города и поделился рецептом его лечения. Оказалось, что в индексе качества городской среды Сыктывкар занимает 44-е место, а по баллам набирает 178 из 360.
Напомним, предприниматель и активист организации "1780", которая занимается городскими проектами, в своем выступлении на четвертом "ScienceSlam" примерил образ врача – в белом халате и со стетоскопом. Симптомы Сыктывкара оказались следующие: крупные заторы транспортных артерий – из-за большого количества скоплений автомобилей, образовываются выхлопные "газики"; хроническая "заямленность" дворовых участков; острая визуальная зашумленность (реклама); устаревшие автобусные остановки и ПАЗики. Также он выявил в городском организме наличие паразитов.
"Это те, кто паркуется на газоне. Своими колесами они месят землю, из-за чего образовывается каша. Далее на колесах эта каша в виде грязи разносится по улицам города. Другие паразиты бросают свой транспорт на тротуаре, что мешает безопасному проходу пешеходу по улице. Чтобы обойти авто, надо либо спускаться на проезжую часть, либо близко проходить к фасаду здания, что опасно в период схода снега", - считает Д.Махов.
Среди прочих симптомов распространение "человейников" (многоэтажных жилых комплексов); покрышечные новообразования по всему городу, например, в виде лебедей; обычная цветность и неинтересность пластиковых детских площадок.
"Покрышки сделаны из нефтерподуктов и при воздействии солнечных лучей они выделяют ряд химических элементов, которые вредны для человека. Почему-то, зная об этих фактах, мы все равно ставим везде покрышки, особенно в детских садах", — заметил Дмитрий.
Все эти симптомы делают город некомфортным для проживания, поэтому Сыктывкар получил такой диагноз, как низкий уровень урбанистики.
Понятие "урбанистика" появилось в Европе в 60-70-е года XX века, а в России - только в 2010 году.
Рецепт здорового города Дмитрий наглядно продемонстрировал на слайдах. С помощью фотошопа он привел пример, как может измениться улица Коммунистическая, если к ней применить урбанистику.
Вот так выглядит улица "до". Первым делом, что сделал предприниматель – это избавился от рекламы. Улица стала намного просторней и светлее.
Затем Дмитрий убрал заборы и мусорные баки. Он отметил, что у Сыктывкара слишком завышено "железообразование". На фотографии видно, что забор защищает газон, но люди все равно его топчут.
Дальше он применил дизайн к магазинам, которые находятся на первом этаже. Здание немного опустилось, и вход стал доступным для маломобильной группы населения. Маломобильная группа населения – люди с инвалидностью, люди преклонного возраста, дети до 4 лет, мамы с колясками, люди с багажом и велосипедисты, а это практически 20-30% от всех жителей города.
Следующее, что сделал Дмитрий, – добавил велодорожку с динамической подсветкой. Проезжая часть немного сузилась, также добавилась отдельная полоса для низкопольных автобусов с вай-фаем. Тут человеку дается выбор: либо он едет на машине, либо на комфортном автобусе или велосипеде.
"От пробок поможет избавиться не расширение дорог, а только альтернатива в виде велосипедов или общественного транспорта. Низкопольные автобусы не только позволяют с легкостью заходить бабушкам и мамам с колясками, но и обеспечить быструю посадку и высадку пассажиров. Тем самым автобусы меньше тратят время на автобусной остановке", — прокомментировал предприниматель.
Следующий шаг – это хороший газон. Вся грязь, которая скапливается в городе, образовывается из открытого грунта, а его в городе не должно быть. Поэтому, как видно на фотографии, деревья засыпаны щепочками, а бортовой камень стал выше, чтобы вода землю не вымывала.
Вот так может выглядеть улица Коммунистическая, если к ней подойти с точки зрения урбанистики.
На фотографии, как отмечает сам Дмитрий, не идеальный вариант, но даже здесь есть к чему стремиться, и, что улучшать.
"Если мы не будем применять правила урбанистики, то наши города станут хуже, и человеку будет в них некомфортно. Кроме того, урбанистика зарекомендовала себя тем, что города становятся экономически развитыми, потому что эволюционирует бизнес, среда становится доступней и безопасней, а самое главное – экологичнее", — отметил Дмитрий Махов.