3 декабря депутаты Государственной Думы в третьем, окончательном чтении приняли закон об электронных трудовых книжках.
В Госдуме рассказали, почему переход на цифру в этой сфере - это не страшно, а полезно, безопасно и важно.
Не обязанность, а право
С 1 января 2021 года работодатели по выбору работника смогут вести трудовые книжки в электронном виде. Изменения затронут около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица.
Для тех, у кого уже есть трудовая, переход на электронную версию будет возможностью, а не обязанностью.
"У каждого нашего гражданина возникает право самостоятельно определить, хочет он, чтобы у него продолжала действовать бумажная трудовая книжка, или нет", — подчеркивал председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Заявление
Необходимо будет подать заявление работодателю до 31 декабря 2020 года. Внимание: если вы не подадите заявление, трудовая останется в бумажном виде.
Если у работника не было возможности уведомить работодателя в связи с тем, что он не работал, например, то книжка ему также будет сохранена до того момента, пока он от нее не откажется.
Цифровизация
При этом лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет Пенсионный фонд России — фактически в ПФР будет создан дублер трудовой книжки.
При этом переход не будет резким — это очень важно.
Зачем они нужны
В первую очередь, электронные трудовые книжки избавят бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат. Это особенно важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников.
Также они сведут к минимуму риск потери работниками сведений о своем трудовом стаже, освободят их от обязанности самим заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали.
В ситуации, когда вследствие реорганизации или ликвидации организации работник не может подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое.
Работник может получить сведения о трудовой деятельности:
-
у работодателя по последнему месту работы — на бумажном носителе или в форме электронного документа
-
в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг — на бумажном носителе;
-
в ПФР — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
-
на Едином портале государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа.