Председатель комитета Госдумы по контролю и регламенту, член фракции "Единая Россия" Ольга Савастьянова в ходе "правительственного часа" представила позицию комитета по докладу министра науки и высшего образования Михаила Котюкова о ходе реализации национального проекта "Наука" и совершенствовании законодательного обеспечения научной и научно-технологической деятельности в РФ.
Она подчеркнула, что данная позиция основана на анализе стратегических документов, информационно-аналитических материалах и практике проводимой работы. Комитетом были проанализированы четыре основных направления.
Ольга Савастьянова сделала особый акцент на то, что национальный проект "Наука" - это один из фундаментальных проектов, от результатов которого, по сути, зависят успехи и всех остальных 12 проектов. Поэтому, по ее словам, не случайно из девяти национальных целей, обозначенных президентом РФ, четыре напрямую связаны с содержанием данного документа.
"В данном проекте не просто обозначены конкретные цели и задачи - они носят очень амбициозный характер. Достаточно посмотреть на результирующие патентной деятельности, где мы должны не просто принять определенные меры, а совершить очень важный скачок в развитии", - пояснила парламентарий.
В своем выступлении О.Савастьянова особо выделила вопросы управления ресурсами и оценку проводимых работ:"Прежде всего, хотелось сориентироваться на тот результат, который мы планируем. По основным стратегическим документам данные показатели расходятся. Более того, в национальном проекте "Наука" этот показатель занижен, чего не должно быть".
Далее, как подчеркнула глава комитета, основным и базовым условием реализации нацпроекта является работа с кадрами: "Министерством запланирована достаточно большая работа в этом направлении. При этом, как следует из документа, на ближайшие годы запланировано понижение этого показателя. В 2024 года, по сути, мы возвращаемся на уровень 2017 года. Возникает закономерный вопрос - в чем результат? Конечно, стратегическим потенциалом в этом вопросе является работа с молодыми кадрами. И, как вы видите, здесь тоже обозначена тенденция, которая сегодня расходится, с одной стороны, с данными Росстата, с другой стороны, перечень тех мероприятий, которые на сегодняшний день представлен, мы считаем недостаточным. Они не позволят достичь такого показателя, который запланирован к достижению в 2024 году".
Следующий важный момент, на котором остановилась депутат, - это финансовые ресурсы. Здесь, по ее словам, данные расходятся со статистикой: "Получается, те показатели, которые в проекте представлены, занижены по сравнению с тем, что на сегодняшний день имеется. Ну, и самое главное для нас - это необеспеченность финансовых ресурсов под те задачи, которые представлены в национальном проекте".
Говоря о важности профессионализации кадров, Ольга Савастьянова отметила: "Зная, насколько серьезная работа с новыми подходами сегодня запланирована и формируется Министерством, мы хотели бы обратить внимание на запросы и требования общества в этих вопросах, которые выявляют и сегодня ставят достаточно серьезные проблемы. Также мы не можем ориентироваться исключительно на прогнозы рынка труда, которые, как правило, по результатам не всегда соответствует по объективным причинам изначально запланированным целям. Необходимо понимать, что сфера образования всегда выполняла и будет выполнять очень важную функцию – гуманитарную, это тоже должно присутствовать в тех мерах, которые определяются профильным министерством".
Таким образом, на основании представленного анализа, председатель Комитета внесла четыре предложения: "Первое – то, что касается работы с системой показателей в части их достижимости, части оценки эффективности и согласованности между всеми документами. Второе - работа с молодыми кадрами на системной основе, прежде всего, по их выявлению, мотивации, продвижению и, сохранению и развитию здесь мы также предлагаем ряд комплексных мер. Третье - приведение в соответствие основных задач их финансовым затратам. И четвертое, конечно же, правовой основой для решения вопроса научно-технологического развития является федеральный проект о науке и научно-технологическом развитии".
Комментируя своё участие в "правительственном часе" с министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым и предшествовавших ему обсуждениях Ольга Савастьянова отметила: "Для меня этот разговор был особенно важен ещё и потому, что в ходе сентябрьской региональной недели на встрече с директорами институтов Сыктывкарского университета были подняты актуальные вопросы и "болевые точки" высшей школы республики. Поэтому, участвуя в обсуждениях и формируя предложения, я опиралась, прежде всего, на экспертное мнение преподавательского сообщества".