Новости Республики Коми | Комиинформ

Адаптация ребенка к школе: какие проблемы могут подстерегать ребенка на школьной скамье

Адаптация ребенка к школе: какие проблемы могут подстерегать ребенка на школьной скамье
Адаптация ребенка к школе: какие проблемы могут подстерегать ребенка на школьной скамье
logo
Адаптация ребенка к школе: какие проблемы могут подстерегать ребенка на школьной скамье
Фото из архива ИА "Комиинформ"

Возвращение в школу после каникул требует адаптации ребенка к школе. По статистике уже в младших классах один ребенок из десяти сталкивается с головной болью, усталостью, нервозностью, нарушением сна и пищеварения.

Причиной этому служат резкие перемены в режиме дня и образе жизни маленького школьника.  Как только ребенок переступает порог учебного заведения, из беззаботного малыша он превращается в школьника, у которого уже есть обязанности. У ребенка меняется весь образ жизни: среда, требования, поведение, режим. 

Что нужно делать родителям, какие проблемы со здоровьем могут подстерегать ребенка на школьной скамье, как организовать день маленького школьника – на эти и другие вопросы ответила врач по гигиене детей и подростков Анна Иванюк Сыктывкарской детской поликлиники №3.

- Какие проблемы со здоровьем встречаются у детей во время учебного года?

- В процессе получения знаний у школьников возникает необходимость быть успешными в учебной деятельности. У детей меняется режим дня, характер питания, система поведенческих реакций, возникает необходимость устанавливать новые социальные связи. Эти факторы обуславливают необходимость мобилизации психических и физиологических механизмов. Поэтому наиболее часто у детей во время учебного года встречаются нервное и зрительное переутомление, статическое напряжение, дефицит ночного сна, нерациональное (нездоровое) питание, приводящие к учащению острой респираторной заболеваемости, формированию хронической патологии, снижению остроты зрения, нарушению осанки. Могут наблюдаться артериальные гипо- или гипертензивные реакции, эмоционально-поведенческие реакции.

vG7WzgXKXhs.jpg

- Что такое школьно-обусловленные заболевания?

- Первостепенной для специалистов службы детства является задача управления рисками развития школьно-обусловленных заболеваний, в том числе, ранняя диагностика, профилактика и снижение их распространенности на основе использования медицинской профилактики. Школьно-обусловленные заболевания возрастают именно в период роста и развития ребенка, рост приходится как раз на школьный период. Заболевания костно-мышечной системы, органов пищеварения, миопии, функциональные заболевания системы кровообращения традиционно занимают ведущие ранговые места в структуре заболеваемости обучающихся. Велика социальная значимость этих заболеваний у детей, так как часто обусловлена наличием болевого синдрома, ограничением функции опоры и движения, снижением работоспособности и качества жизни.

- Можно ли их избежать?

- Профилактика заболеваний  способствует снижению негативного влияния школьных факторов риска. Главное в ней –  правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня, а это: режим питания, время на воздухе, продолжительность сна, продолжительность и место обязательных занятий, свободное время и двигательная активность по собственному выбору ребенка. Эта работа строится медицинскими работниками совместно с педагогами и родителями. Для профилактики школьно обусловленных заболеваний, в том числе важно психологическое отношение школьников к процессу обучения.

Хорошо, когда семья в вопросах профилактики школьно обусловленных заболеваний выступает партнером, так как формирование здорового образа жизни эффективно и во внеурочное время. Организм ребенка в этом случае становится подготовлен к любому предстоящему в школе виду деятельности, риск возникновения школьно обусловленных заболеваний снижается.

- Сколько времени в день ребенок может проводить за компьютером, телевизором без вреда для здоровья?

- Возрастная граница первого опыта работы с компьютером снизилась, он используется детьми и в урочное, и во внеурочное время. Надо помнить, что при этом увеличивается нервная и зрительная нагрузка, психологический дискомфорт, малоподвижность. Работа с мобильными гаджетами тяжелее для зрения, чем с бумажными текстами. Компьютерные игры не должны превышать 30 мин. Непрерывная длительность занятий у детей 1-4 класс-15 мин, 5-7 классы-20 мин., 8-11 классы-25 мин. Запрещаются врачами гигиенистами компьютерные игры перед сном из-за сильного возбуждающего действия на нервную систему ребенка.

Как правильно организовать питание ребенка-школьника?- 

Школьникам рекомендуется соблюдать интервалы между приемами пищи не более 3-4 часов и кратность питания – 4-6 раз. Горячее питание в школе врачами приветствуется и рекомендуется. Ежедневно в рацион школьника следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи), фрукты - 200 грамм, овощи свежие и зелень – 350 грамм, рыба, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты 1- раз в 2-3 дня.

Пищу желательно готовить путем отваривания, запекания, тушения, приготовления на пару, приготовление пищи с помощью поджаривания не рекомендуется. Ребенок должен достаточно употреблять качественную питьевую воду в течение дня.

Что можно давать ребенку с собой в школу в качестве перекуса?

- В школе перекусить ребенок может маленькими бутербродами с сыром, нежирным отварным мясом или рыбой с зеленью и овощами. Использовать кетчуп, майонез не нужно, это может испачкать одежду и неполезно. Можно взять немного очищенных грецких орехов, сухофрукты без косточек, фрукты, даже очищенную и порезанную полосками сырую морковь. Родители не должны забывать положить ребенку с собой влажные салфетки для рук.

Как настроиться на учебный процесс после каникул, чтобы у ребенка не возникло апатии или депрессии?

- Если у ученика имеется интерес к образовательной деятельности, учебная деятельность увлекает, то ребенок хорошо адаптируется к школе после перерыва. Режим дня с ночным сном 10-11 часов, двигательная активность вне школы не менее 1 часа и пребывание 2-3 часа на свежем воздухе, выполнение домашнего задания с промежутками на физкультминутки, внимание и терпение родителей помогут ребенку. Утомление, которое может возникать, быстро проходит после активного отдыха, пребывания на открытом воздухе и положительных эмоциях. Причиной переутомления, апатии может быть чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь. При возникновении проблем родители должны получить консультацию педиатра или врача-специалиста.

Стоит ли вакцинировать детей против сезонного гриппа перед началом учебного года?

- Да, конечно. Вакцинация является самым эффективным путем профилактики гриппа или его тяжелых последствий. Среди детей с хроническими заболеваниями противогриппозная вакцина может быть менее эффективной в предотвращении заболевания, но может ослабить тяжесть болезни и уменьшить число случаев развития осложнений и смерти. Желаю легкой адаптации и крепкого здоровья вам и вашим детям.