Адвокаты Василия Гончаренко заявили о невиновности своего подзащитного. Об этом шла речь сегодня, 25 июня, в ходе прений сторон по уголовному делу в отношении экс-руководителя администрации Корткеросского района.
Напомним, муниципальный служащий предстал перед судом по обвинению в получении взятки крупного размера – 300 тыс. рублей вместо ожидаемых 550 тыс. рублей – от руководителя ООО "СЗЛТ" Ильи Паненкова. По версии обвинения, взятка предназначалась за покровительство бизнесмена и его проекта по строительству лесоперерабатывающего завода в Корткеросском районе
Адвокат Инга Красикова заявила, что сторона обвинения не смогла конкретизировать действия ее подзащитного, которые послужили основой обвинения. По ее словам, прокурор не назвал конкретные действия или бездействия, совершенные в интересах СЗЛТ. Голословно утверждать, что взятка была за покровительство. Ничто не доказывает этого факта, кроме слов самого взяткодателя Паненкова.
"Всё обвинение строится на его показаниях", - отметила защитник, напомнив, что во время допроса в суде Паненков читал с листа объяснения, которые, возможно, были надиктованы или составлены на оперативно-розыскных мероприятиях.
Защита настаивает, что обвинение не нашло свое подтверждение ни в ходе предварительного следствия, ни в ходе рассмотрения дела в суде.
Говоря о личности Паненкова, защита утверждает, что он был склонен к различным аферам, он неблагонадежный человек, и Гончаренко знал, что в отношении Паненкова возбуждено уголовное дело по факту незаконной рубки леса в Сыктывдине. Уже в марте 2018 года у Гончаренко сложилось мнение о Паненкове, что он аферист. Его фирма – ООО "СЗЛТ" - однодневка, служащая прикрытием его полулегальной деятельности. Были основания полагать, что никакой завод в районе строиться не будет, а земельный участок, выделенный для фирмы, нужен был как раз для полулегальной работы Паненкова.
Что касается денежных средств, то они предназначались для проведения предвыборной кампании Гончаренко, а не для покровительства бизнесмена и его планирующейся стройки в районе. Деньги, как говорит защита, это спонсорская помощь от Паненкова, и инициатива ее оказания исходила от него. Вопросы, связанные с СЗЛТ на фоне денег, вообще не обсуждались.
Умысел взять у Паненкова деньги у Гончаренко возник в апреле 2018 года, но он не связан был со строительством завода, еще раз подчеркнула И. Красикова. Он возник в связи с "потребительским отношением Паненкова к людям". Гончаренко не отрицал, что осознавая, что никакого строительства завода в муниципалитете не будет, и что Паненков вводит его в заблуждение, он решил воспользоваться ситуацией, чтобы извлечь средства на предвыборную кампанию.
Гончаренко выслушивал Паненкова, поддерживал его, делал вид, что контролирует ход подготовки документов для строительства только для того, чтобы извлечь от него выгоду – получить материальную помощь.
Защита заявила, что действия Гончаренко должны быть переквалифицированы с п. "в", ч. 5 ст. 290 УК РФ на ч. 3 ст. 159 УК РФ "Мошенничество".
"Как хищение чужого имущество путем обмана и доверия Паненкова, используя свое служебное положение", - уточнила адвокат.
Резюмируя, И. Красикова отметила, что на чаше весов имеются два человека. Гончаренко, который более года содержится в СИЗО и имеет "самую что ни на есть прекрасную репутацию", о котором не услышали ни одного негативного слова, и Паненков, от показаний которого всё строится. Репутация у него нехорошая, он замешан в преступлениях, страдает алкоголизмом. Это человек, который пошел на соглашение с правоохранительными органами. Он провоцировал Гончаренко, записывал разговоры с ним. И наверняка ему сказали: "Дружище, ты либо сядешь, либо будет свидетелем по делу Гончаренко", заключила защита, процитировав возможную фразу от правоохранителей.
При назначении наказания по ч. 3 ст. 159 УК РФ защита попросила суд учесть положительную характеристику Гончаренко. Он – "кристально чистый и честный человек". Также следует учесть его возраст и состояние здоровья.
"Прошу суд назначить наказание, не связанное с лишением свободы", - сказала адвокат И. Красикова.
Напомним, сегодня в ходе прений сторон прокурор запросил восемь лет строгого режима В. Гончаренко.
*** Из обвинения следует: взятку Гончаренко получил от представителя ООО "Северо-Западный лесной терминал" (СЗЛТ) Ильи Паненкова в размере 300 тыс. рублей вместо планируемых 550 тыс. Деньги перечислялись и передавались лично в два этапа.
По версии обвинения, средства предназначались за покровительство подрядной организации, которая планировала реализовать в Корткеросском районе коммерческий проект по строительству лесоперерабатывающего завода, а также за непрепятствование этому проекту со стороны райадминистрации.
Договор об аренде земельного участка, на котором планировалось открыть завод, между администрацией и фирмой был заключен в январе 2018 года.
Встреча, на которой Гончаренко попросил у Паненкова взятку, состоялась в одном из кафе Санкт-Петербурга. Муниципальный служащий потребовал бизнесмена полмиллиона рублей за покровительство СЗЛТ и принятия положительного решения в связи с планируемым проектом по запуску завода. Паненков согласился.
Позже в Сыктывкаре около дома №191 по ул. Карла Маркса Гончаренко передал Паненкову визитку, на которой был указан номер банковской карты, куда следует перечислить первую часть суммы взятки. Разговор шел о 50 тыс. рублей. Чуть позже фигурант потребовал передать ему оставшуюся часть в размере 450 тыс. рублей.
В середине мая рядом с домом №63 по ул. Ленина Гончаренко потребовал уже 500 тыс. рублей, таким образом увеличив размер взятки. Он указал, что первую часть в размере 250 тыс. необходимо передать ему наличкой, а вторую – перевести на банковский счет, указанный на ранее выданной визитке. К слову, на указанную сумму представитель СЛЗТ вновь согласился.
Через мобильное приложение посреднику были перечислены 100 тыс. рублей, а позже другая часть средств – 150 тыс. – была передана лично Паненковым в его автомобиле Lexus, который был припаркован около дома №49 по ул. Ленина. Получив деньги, Гончаренко отправился в аптеку, где был задержан сотрудниками УФСБ. Обнаруженные у него 150 тыс. стали вещдоком по уголовному делу.
Таким образом, с 5 по 25 мая Гончаренко получил 300 тыс. рублей от общей планируемой суммы в 550 тыс. за общее покровительство по службе.