По законопроекту, если доход муниципального образования в расчете на одного жителя будет превышать средний доход по региону не более чем в два раза, то свыше заработанные средства изыматься не будут. Если прибыль будет более чем в два раза выше, чем в среднем по региону, то часть ее может быть изъята, но не больше половины суммы дополнительных средств. "Сегодня же чем больше делают органы местной власти по развитию производства, тем больше у них отнимают", - отметил В.Потолицын.
Но в этой системе есть и минусы: межбюджетные отношения предполагается строить без учета экономической ситуации на конкретной территории. То есть налоговые отчисления предлагается сделать для всех одинаковыми, размер дотаций - из расчета нормы, установленной на одного жителя. По мнению В.Потолицына, в этом случае муниципалитеты с большой численностью населения и солидной экономической базой будут в выигрыше, а некоторых ждет финансовый крах. Так как район и село предлагается сделать независимыми друг от друга, дотации для каждого сельсовета будут определяться в региональном, а не районном бюджете. И если сейчас в Коми бюджет делят на 21 часть (по районам), то по закону придется его дробить на более чем 220 частей (по поселениям).
Кроме того, по законопроекту, если долги муниципалитета составят больше 30 процентов от доходной части бюджета предыдущего года, то по обращению республиканских властей Арбитражный суд может принять решение о назначении в район временного финансового управления. Управляющий будет вправе изменять расходную часть местного бюджета текущего года, а бюджет следующего года будет утверждать руководство региона, а не местный совет. "То есть, может оказаться, что финансами будут управлять не органы местного самоуправления, а региональные", - заметил В.Потолицын.