Более 28 миллионов рублей получит в ближайшее время СГУ им. Питирима Сорокина на капитальный ремонт недвижимого имущества. Такой целевой субсидии университет добился впервые. О том, как удалось привлечь дополнительное финансирование, на что его направят, и в какие сроки пройдет ремонт, рассказали проректор по экономическим и социальным вопросам Павел Васильев и проректор по хозяйственной деятельности и имущественному комплексу Михаил Макаров.
В первую очередь поговорим о финансовой стороне вопроса с Павлом Васильевым, курирующим в университете финансовый блок.
- У работников и студентов всегда возникает много вопросов, связанных с ремонтом учебных корпусов и общежитий. Подобные работы зависят, в первую очередь, от финансовых возможностей университета. Расскажите, из чего они складываются?
- Финансирование деятельности университета складывается из нескольких источников. Основных всего три: субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидия на иные цели и внебюджетные средства. Их удельный вес в доходной части консолидированного бюджета университета составляет 60%, 20%, 20% соответственно.
- Мы часто слышим из уст работников финансовых служб университета, что учредитель (Минобрнауки России) выделяет недостаточно денег, чтобы закрыть потребность в ремонте университета, так ли это
- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, как рассчитывается федеральное финансирование. Я сейчас говорю только о субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, поскольку субсидия на иные цели, которую нам выделяют, целевая, и ремонтные работы в нее не заложены.
Итак, в соответствии с бюджетным законодательством объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается в соответствии с показателями государственного задания (т.е. с объемом оказания государственных услуг) на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. Говоря простым языком, это то, что мы называем нормативно-подушевым финансированием.
- В нормативные затраты входят затраты на содержание имущества? Каковы их особенности?
- Для понимания в двух словах остановлюсь на особенностях нормативного финансирования содержания имущества.
Перечень затрат, связанных с оказанием государственной услуги и их удельный вес в общем объеме затрат ежегодно утверждает учредитель. К числу нормативных затрат на оказание государственной услуги относятся затраты на содержание недвижимого имущества. К большому сожалению, их доля в общем объеме затрат незначительна.
Действующая нормативная база увязывает большую часть затрат на содержание имущества с объемом государственной услуги. Иными словами, нормирование затрат на содержание имущества должно осуществляться на одного обучающегося, а не на один квадратный метр площади. В этом проявляется основное отличие в финансировании затрат на содержание имущества после перехода на нормативно-подушевое финансирование. Произошел переход от финансирования учреждений, исходя из их потребности и бюджетных ограничений, к финансовому обеспечению оказания определенного объема государственных услуг.
При этом субсидия формируется учредителем на основе принципа софинансирования, поскольку она не покрывает всех расходов, которые несет университет в процессе оказания государственных услуг. Ответственность за обеспечение финансирования всех затрат на содержание имущества переносится с учредителя на вуз.
Так, в субсидии нашему университету на 2019 год объем финансирования на содержание недвижимости составил всего 3% от всей субсидии или 18,8 млн. рублей (сюда не входит оплата коммунальных услуг). Для сравнения, в прошлом году на эти цели, включая текущий ремонт, необходимый для поддержания имущественного комплекса в исправном состоянии, университет потратил 64,5 млн. рублей.
В 2019 году мы сохраним финансирование на уровне прошлого года, но обратите внимание – какая разница существует между нормативом и фактической потребностью.
Более того, финансовое обеспечение выполнения государственного задания по экономическому содержанию связано только с текущими затратами и вообще не охватывает капитальные расходы. При этом следует помнить о том, какой внушительной инфраструктурой обладает университет. Ее необходимо не только содержать (в особых климатических условиях, где отопительный сезон 9 месяцев и малый световой день, это очень затратно), но и своевременно ремонтировать и развивать. Потребность в ремонте действительно высокая, однако причиной наличия объектов университета, требующих ремонта, является не отсутствие желания у руководства вуза его провести, а, прежде всего, ограниченные финансовые возможности.
- Какой выход из ситуации, ведь ремонтировать все равно придется?
- Выход только один — поиск альтернативных источников финансирования, прежде всего, дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с бюджетным законодательством развитие имущественного комплекса и проведение ремонтных работ осуществляется в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности (это бюджетные инвестиции) и субсидий на иные цели.
- Какую работу в этом направлении проводит университет? Есть результаты?
- Руководство университета в этом направлении проводит огромную работу. Для большинства работников и обучающихся она не видна, поскольку это касается тщательной подготовки для учредителя большого количества документов с обоснованием по каждой позиции капитального ремонта, в т.ч. финансово-экономического. Увы, такие правила, в противном случае денег нам не видать.
Теперь о результатах. В части капитальных вложений — университет включен в федеральную адресную инвестиционную программу по реконструкции учебного корпуса №10, это здание бывшего Коми пединститута. На месте аварийного здания будет построен современный семиэтажный учебный корпус общей площадью 12 тыс. кв.м. Из федерального бюджета в 2019 году нам выделят 19 млн. рублей на проектно-сметную документацию, в 2020 и в 2021 годах — средства на реконструкцию: 350 млн. рублей и 445 млн. рублей соответственно. Вдумайтесь, какие это цифры.
Хочу обратить ваше внимание, что включение университета в ФАИП во много заслуга правительства Республики Коми, без участия которого данный проект был бы просто невозможен. Более того, поддержка Правительства Коми в части обновления материально-технической базы университета позволяет еще крепче закрепить его статус как опорного вуза для региона.
В части субсидий на иные цели — университет в 2019 году получит целевую субсидию на осуществление мероприятий по капитальному ремонту недвижимого имущества.
Как я сказал ранее, мы ежегодно готовим для учредителя пакет документов, необходимый для выделения дополнительного финансирования и впервые в этом году его получим. Объем субсидии составит 28,5 млн. рублей. Хочу обратить ваше внимание, что такую субсидию вузы получают крайне редко.
Для справки, ранее благодаря большой проведенной работе финансовых и хозяйственных служб университет получил дополнительное финансирование в форме двух субсидий на развитие материально-технической базы. Первая — субсидия на покупку объектов особо ценного движимого оборудования (2016 год — 35,0 млн. рублей), вторая — субсидия на развитие Ботанического сада (2015-2017 годы — 48,0 млн. рублей).
Перейдем ко второму нашему собеседнику Михаилу Макарову, курирующему в университете хозяйственные вопросы.
- Проректор Павел Васильев резюмировал, что финансовые источники в университет привлечены. На что будут направлены эти средства?
- Выделенных средств не хватит, чтобы закрыть все потребности в капитальном ремонте, поэтому необходимо расставлять приоритеты. На заседании ректората было решено, что, в первую очередь, должны быть отремонтированы все кровли учебных корпусов и студенческих общежитий, где имеются протечки, а также устранены проблемы с созданием условий доступности объектов университета для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. Во вторую очередь, в план капитального ремонта планируется включить объекты трех учебных корпусов и четырех общежитий. При наличии экономии средств по результатам проведенных закупочных процедур (в основном это будут аукционы), перечень объектов расширится, поскольку экономия также будет направлена на проведение капитального ремонта.
- В какие сроки все это будет проведено?
- Основная часть мероприятий должна быть выполнена в период летних каникул, оставшаяся часть — во втором полугодии 2019 года.
Первая очередь ремонта:
- Будут отремонтированы все кровли учебных корпусов и студенческих общежитий, где имеются протечки
- Будут обеспечены условия доступности объектов университета для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ремонт крыльца центрального входа и входной группы с обустройством пандуса в учебном корпусе №2 и общежитии №2, капитальный ремонт санузла в учебном корпусе №4).
Вторая очередь ремонта:
- Учебный корпус №1: капитальный ремонт второго этажа блока С: коридор, аудитории, санузел
- Учебный корпус №8: подготовка проекта на капитальный ремонт спортивного зала и вспомогательных помещений, капитальный ремонт помещений научной библиотеки (абонемент, кабинеты, коридор, холл, книгохранилище) и архива
- Учебный корпус №9: капитальный ремонт крыльца центрального входа, крыльца правого входа и тротуара к крыльцу левого входа
- Общежитие №2: замена ветхих окон на 2-3 этажах в блоках 3-6 на ПВХ-конструкции, капитальный ремонт крыльца центрального входа
- Общежитие №5: капитальный ремонт участка кирпичной кладки стен фасада здания, замена аварийных и ветхих окон на ПВХ-конструкции
- Общежитие №6: капитальный ремонт эвакуационных выходов и части фасада здания
- Общежитие №7: капитальный ремонт душевых, умывальных, туалетов (блок 3 — восемь секций), замена двух лифтов и оборудования, капитальный ремонт трех секций
- Капитальный ремонт помещений под организацию образовательного процесса, в т.ч. практического обучения медиков.
***Инфраструктура СГУ им. Питирима Сорокина включает:
11 учебных корпусов общей площадью 65,7 тыс. кв.м.
8 студенческих общежитий на 2 886 мест общей площадью 37,5 тыс. кв.м.