В Коми установлено более 9 тыс. контейнерных площадок, при этом потребность остается в 4 тыс. площадок для сбора ТКО.
Об этом сообщила замминистра ЖКХ Анна Тюрнина на 27 заседании Совета руководителей советов Республики Коми.
"Нам еще предстоит приобрести, установить и внести в реестр достаточно большое количество контейнеров. Сегодня в тариф регоператора мы включили необходимую сумму — более 30 млн. рублей. Это небольшая сумма, но в ее пределах установлено 210 контейнеров, это порядка 5% от той потребности, которая есть. Если мы будем двигаться в таком темпе, то сами понимаете, какой длительный период времени это может занять", - отметила А.Тюрнина.
По ее словам, каждое место для сбора бытовых отходов должно быть оборудовано, а также включено в реестр.
Выступающая отметила, что к решению проблемы нехватки контейнеров должны подключаться органы местного самоуправления. Из-за недостаточного финансирования для установки контейнерных площадок было предложено использовать источники финансирования - программы "Народного бюджета" и "Формирование комфортной городской среды".
Также замминистра ЖКХ Коми отметила необходимость замеров жилья и четкое представление о количестве домов с центральной системой и печным отоплением. Министерство обратилось с письмами в муниципальные образования, однако подсчет идет уже несколько месяцев.
Еще одна проблема, которая волнует республику - это раздельный сбор мусора. По мнению Министерства ЖКХ, этот вопрос прорабатывается совместно и органами местного самоуправления, и регоператором, но все сводится к нехватке контейнеров.
Из положительных моментов А.Тюрнина обозначила заключение договоров по ТКО с муниципальными учреждениями, организации постепенно переходят на договора с "Ухтажилфондом".
Регоператор по обращению с ТКО приступил к работе в ноябре 2018 года, сейчас "Ухтажилфонд" охватил всю республику, в том числе и труднодоступные населенные пункты.
Начальник управления "Ухтажилфонда" Владимир Киселев отметил, что сейчас остро стоит вопрос по площадкам временного складирования до 11 месяцев.
"Такие площадки необходимы для складирования ТКО от населенных пунктов с малым количеством населения, где вывоз по графику становится неэффективным из-за труднодоступности", - отметил В.Киселев.
По словам начальника управления "Ухтажилфонда", территориальная схема, по которой работает регоператор, далека от действительности. Некоторые указанные площадки отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии.
"Дороги к полигонам зачастую в ужасном состоянии. В апреле под угрозой срыва оказался вывоз мусора из двух муниципалитетов, автотехника вышла из строя, а перевозчики сами засыпали ямы, чтобы машины могли ездить на полигон. При этом ответственность за содержание этого участка несет муниципалитет", - рассказал начальник управления "Ухтажилфонда".
По поводу установок контейнерных площадок В.Киселев также сообщил, что с приходом регионального оператора по обращению с ТКО управляющие компании решили переложить свои обязанности.
"Несмотря на законодательство, в котором четко прописано, что обязанность содержания контейнерных площадок и самих контейнеров, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества многоквартирных домов, несут собственники многоквартирного дома, то есть обслуживающая организация", - считает В.Киселев.
В Сыктывкаре пять месяцев управляющие компании не обновляют контейнеры и не ремонтируют те, что установлены. Бывали случаи, что из-за сильного износа контейнеров манипуляторы не могли безопасно их опустошать. Сегодня в Сыктывкаре, согласно территориальной схеме, 750 контейнерных площадок и более 60% контейнеров, установленных на них, в настоящее время находятся в ненадлежащем состоянии и требует проведения ремонтных работ или замены. В других муниципалитетах складывается подобная ситуация.
"Еще одна проблема, которая может затронуть все муниципалитеты. В Сосногорске УК отказались обслуживать контейнерные площадки, так как они установлены на муниципальной земле. Муниципалитет, в свою очередь, не обслуживает, и получается, что мы мусор из контейнеров вывозим, а все что рядом - остается. Третья часть площадок в таком положении в Сосногорске. Если такая практика пойдет по региону, то сами понимаете, что будет. И при этом, конечно же, все претензии жители региона будут предъявлять региональному оператору", - отметил В.Киселев.
Кроме того, недобросовестные предприниматели нередко подкидывают мусор в контейнеры МКД, в результате на контейнерных площадках происходит постоянное переполнение и невозможность построить оптимальный график движения мусоровозной техники. Также ряд контрагентов заключают договор с регоператором на минимальные объемы вывоза ТКО, а весть остальной объем вывозится на полигоны под видом промышленных отходов сторонними организациями по отдельным договорам. А организации по размещению ТКО на территории Республики Коми допускают размещение ТКО под видом прочих отходов.
"Наши представители на местах сталкиваются с тем, что невозможно получить базу данных юридических лиц, чтобы заключить договоры и с предпринимателями. Отсюда возникает проблема с так называемым теневым вывозом мусора. Когда коммерсант нанимает за три копейки кого-то, и этот кто-то мусор везет до ближайшего леса, а не на полигон. В результате это отражается на муниципалитетах, потому что именно муниципалитет потом за свои деньги убирает несанкционированные свалки", - подчеркнул начальник "Ухтажилфонда".
По мнению В.Киселева, регоператору и органам местной власти надо наладить работу на местах, чтобы более эффективно решать вопросы.
Парламентарии рекомендовали правительству региона при участии органов самоуправления муниципалитетов внести изменения в законодательство по полномочиям содержания контейнерных площадок, а также по изменению территориальной схемы вывоза ТКО. Кроме того, народные избранники считают целесообразным выделить финансирование на дороги к объектам размещения ТКО и организацию раздельного сбора мусора.