Количество банков и их клиентов, использующих удаленную идентификацию, растет в геометрической прогрессии. Представители Банка России и ПАО "Ростелеком" рассказали журналистам Северо-западного федерального округа о принципах работы удаленной идентификации и Единой биометрической системы, а также продемонстрировали процедуру сбора биометрии гражданина и его идентификацию для удаленного получения банковской услуги.
Единая биометрическая система (ЕБС) – это национальная платформа, позволяющая проводить удаленную идентификацию клиента с использованием его биометрических данных. Граждане России смогут стать клиентами банка, не приходя в него лично, и дистанционно получить доступ к трем самым популярным банковским услугам: открыть счет, получить кредит или выполнить денежный перевод.
Как рассказал и.о. директора департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин, вопросом предоставления удаленного доступа к финансовым услугам стали заниматься два года назад. Впервые на практике система начала работать 30 июня 2018 года.
Механизм удаленной идентификации состоит из двух элементов, которые синхронизированы и друг друга дополняют. Это ЕБС и Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая содержит ФИО, паспортные данные, СНИЛС, ID учетной записи и другие данные, использующиеся на портале Госуслуг.
Первый шаг к входу в систему – однократная регистрация биометрических данных. Для этого нужно прийти в один из офисов банков, где возможно провести эту процедуру. В Сыктывкаре такая возможность есть в 23 отделениях 7 банков. Нужные отделения можно найти здесь.
Также для проведения сбора биометрии из некоторых банков можно вызвать курьера.
Сначала в банке попросят подписать согласие на обработку персональных данных. Затем найдут или зарегистрируют вас на портале Госуслуг. После чего сфотографируют на специальную камеру и запишут образец голоса, попросят произнести три последовательности цифр. Вся процедура занимает 5 -7 минут.
Для проведения удаленной индентификации клиента нужно выбрать услугу на сайте или мобильном приложении банка, ввести логин и пароль от портала Госуслуг, пройти биометрическую идентификацию на сайте или в мобильном приложении – произнести ряд цифр на камеру в телефоне или компьютере. После проверки данных вы получаете доступ к трем вышеозначенным банковским услугам.
Уже разработано приложение под смартфоны, работающие на "Андроиде". Сейчас тестируется программа для айфонов.
"Построить систему работы с персональными данными было для нас большим вызовом. Мы понимали, что процесс обслуживания в банке должен занимать минимум времени. Поэтому старались сделать систему максимально быстрой и удобной, при этом не забывая о безопасности", - отметил директор по цифровой идентичности "Ростелекома" Иван Беров.
Он рассказал, что система одновременно обрабатывает два типа биометрии: лицо и голос. Это самые доступные и распространенные технологии, ведь камеры есть практически во всех телефонах. Возможность снять отпечатки пальцев есть на айфонах, но эти данные никуда с них не передаются.
Система удаленной идентификации может работать и с другими параметрами. Сейчас тестируется распознавание радужной оболочки глаза, готово к практическому использованию распознавание рисунка вен на ладонях.
Одна из ключевых возможностей ЕБС – система способна определить фотоизображение вместо живого человека. В случае сомнений программа может попросить человека повернуть голову или потрогать мочку уха. В разработке находится система скрытых сигналов, которые человек может подать в случае, если его вынуждают сделать ту или иную банковскую операцию.
И.Беров подчеркнул, что данные в ЕБС хранятся в обезличенной форме отдельно от персональных данных, зарегистрированных в ЕСИА. Связка между системами осуществляется по уникальному идентификатору.
В целом по России регистрация биометрических данных возможна почти в 5 тысячах отделений 132 банков. Еще сто банков - на подходе.