Новости Республики Коми | Комиинформ

В Коми стало на одного Народного артиста больше

В Коми стало на одного Народного артиста больше
В Коми стало на одного Народного артиста больше
logo
В Коми стало на одного Народного артиста больше
nbrkomi.ru

Хормейстеру Эжвинского центра коми культуры Александру Горчакову присвоено почётное звание Республики Коми "Народный артист Республики Коми".

Соответствующий указ подписал глава Республики Коми Сергей Гапликов.

Звание присвоено за особые заслуги перед Республикой Коми, большой вклад в развитие и сохранение культуры и искусства.

***Горчаков Александр Гениевич родился 23 февраля 1951 г. в селе Объячево Прилузского района Коми ССР. Тяга к музыке пробудилась в раннем детстве — с пяти лет начал учиться игре на баяне. До 1963 г. занятия музыкой носили самодеятельный харак­тер. Вскоре он был определен в му­зыкальную школу г. Сыктывкара, где проучился 4 года. Освоение баяна продолжилось и в Сыктывкарском музыкальном училище, куда Горчаков поступил в 1967 г. в класс заслуженного работ­ника культуры РСФСР композитора Я. С. Перепелицы. Под его руководством баянист заинтересовался коми национальным музы­кальным фольклором. Я. С. Пере­пелица еще более укрепил в своем ученике настойчивое желание посвятить себя композиции.

По окончании училища (1971 г.), Горчаков уехал в родное се­ло и работал там 4 года в музыкальной школе (преподавателем по классу баяна). В 1975 г. он возвратился в Сыктывкар и вто­рично поступил в музыкальное училище — на теоретическое отде­ление. Это дало возможность факультативно заниматься компо­зицией у М. Л. Герцмана, который развил его творческие способ­ности и дал рекомендацию к поступлению в консерваторию.

В доконсерваторский период написано довольно много раз­личных сочинений малой формы, в которых заметна тяга к про­граммности, конкретному мышлению: фортепианные пьесы "Бла­городный вальс", "Горькая утрата", "Дождик-гроза", "Воспоми­нание", "Гротеск", "Осенний этюд", "Сновидения" и др. Для это­го же инструмента были сочинены более масштабные вариации, две сонатины, полифонические пьесы. Из песен этого периода наи­более удачны "Весна на Лузе" (стихи В. Давыдова), "Съезди хоть за сто земель" (стихи С. Попова). Песня "Шы ни тöв" на стихи Г. Юшкова издана в Сыктывкаре, она вошла в сборник пе­сен самодеятельных коми композиторов "Родные просторы".

Из произведений, написанных в консерватории, можно заклю­чить, что весьма расширился жанрово-тематический круг музыки Горчакова. Появилась приверженность к определенным образным сферам: торжественно-патетической, шутливо-иронической. Широ­ко представлена лирика.

Среди инструментальных сочинений консерваторских лет вы­деляются два трио для гобоя, кларнета и фагота, цикл "Поэма" и "Скерцо" для валторны и фортепиано (произведения крупной формы); 4 прелюдии для фортепиано; программные фортепианные пьесы "В зимней тайге" и "Проводы зимы", связанные цикличностью.

Углубилась и расширилась по содержанию вокальная музыка: серьезен по мысли и музыкальному воплощению вокальный цикл для баритона и фортепиано "При свечах" (5 романсов на стихи П. Вегина); необходимо также отметить патриотическую песню для смешанного хора, солистов и фортепиано "Мед содас шуд" (стихи В. Власова). Песню на стихи В. Журавлева-Печорского "Далеко- далече".