Два вопроса рассмотрел постоянный комитет Парламентской ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школе на заседании, состоявшемся сегодня в Сыктывкаре. Депутаты решали, как прекратить отток абитуриентов из регионов и поднять уровень сельской школы.
Приветствуя участников, председатель Государственного совета Коми Надежда Дорофеева отметила, что предыдущее заседание комитета проходило в столице республики 14 лет назад.
Она привела статистику по региону: в Коми 335 общеобразовательных организаций, 184 из них расположены в сельской местности, а 109 признаны малокомплектными.
"Надо признать, что сельская школа сильно отстает и по кадровому потенциалу, и по оснащению, и по скорости интернета", - заметила Н.Дорофеева.
При этом она отметила предложение президента России о реализации программы "Земский учитель", согласно которому единовременную выплату в размере одного миллиона рублей будет выдаваться педагогам, которые изъявят желание работать на селе. Это позволит привлечь в районы не только молодых специалистов, но и опытных.
С докладом о текущем состоянии высшего образования в регионах выступил представитель законодательной власти Вологодской области, ректор Череповецкого госуниверситета Дмитрий Афанасьев. В частности, он отметил, что половина студентов всего Северо-Западного федерального округа учатся в Санкт-Петербурге, хотя в регионах тоже есть возможность готовить квалифицированные кадры. По его мнению, такая ситуация во многом сложилась из-за недостаточного количества там бюджетных мест. Д.Афанасьев предложил направить в адрес Министерства науки и высшего образования просьбу пересмотреть распределение контрольных цифр приема в сторону их увеличения в вузах региона.
Сейчас в большинстве субъектах федерации наблюдается отрицательная миграционная динамика. Большую долю в этом процессе занимают выпускники школ и вузов, которые сначала уезжают за высшим образованием в Москву и Санкт-Петербург, а после его получения остаются там работать.
Еще одна проблема, которую в большей степени отмечают работодатели, - нехватка у выпускников вузов прикладных навыков. В связи с этим он предложил законодательно предусмотреть возможность создания учебных лабораторий на базе предприятий: заводах, фабриках, школах и так далее.
Депутаты также одобрили еще одно предложение: внести изменение в закон об образовании, разрешающее студентам проходить практику у индивидуальных предпринимателей. Сейчас ее можно проходить только в организациях.
Прозвучало и предложение в некотором роде приравнять учебу в вузе к службе в армии: "получил образование и, будь добр, отработай пять лет там, где тебе сказали". Однако эту инициативу в решение комитета ПАСЗР вносить не стали.