В 2018 году санавиация в Коми выполнила 221 вылет. Из них большинство работ выполнено в Ижемском, Усинском, Усть-Цильском районах, то есть в основном – в труднодоступных местностях. Зачастую врачам приходится летать в чумы для оказания помощи малочисленному коренному населению.
Об этом "Комиинформу" сообщил руководитель территориального центра медицины катастроф Михаил Сурин. За год медики провели 304 медицинские эвакуации пациентов для оказания специализированной помощи. Из 304 спасенных - 65 человек – дети, в том числе 15 – в возрасте менее одного года.
В основном, пациенты доставлялись в Детскую республиканскую клиническую больницу и Ухтинскую городскую больницу №1. Чаще всего причиной являлись хирургические болезни и заболевания респираторного аппарата.
Среди самых распространенных диагнозов, с которыми сталкивались врачи, - ОРВИ, пневмония (12) ожоги (2), черепно-мозговые травмы (9), травмы при ДТП (4), кома, детская хирургия (15), отек квинке (3).
Что касается взрослого населения, нозологические единицы, как и в работе в скорой помощи, весьма разнообразны. Чаще это пациенты с болезнями системы кровообращения: инфаркты и инсульты, чуть реже – осложнения при беременности, травмы, в том числе полученные в ДТП. Из специфических случаев М.Сурин отметил эвакуацию пациента в условиях однолегочной вентиляции легких при сочетанной травме.
Благодаря участию в приоритетном проекте "Развитие санитарной авиации" удалось увеличить количество вылетов до 80. За последние три года количество летных часов увеличилось на треть.
"Следует отметить, что в Коми принципиально удалось сохранить санитарную авиацию, - рассказал М.Сурин. - Это сложная модель взаимодействия медицинских организаций, Центра медицины катастроф, диспетчеров управления полетами, пилотов воздушного судна, медицинских работников. За последние три года отмечается рост количества вылетов, а значит сохраненных жизней. Медицинские работники эвакуируют пациента теперь не в ближайшую больницу, а в специализированные центры, в том числе с использованием протезирующих витальные функции аппаратов. Например, в условиях искусственной вентиляции легких".
В 2016 году в Печоре, а в 2017 году в Ухте открылись филиалы Центра медицины катастроф для более своевременного выполнения вылетов.
В настоящее время для нужд санитарной авиации используется один вертолет Ми-8 с медицинским модулем в Ухте и один Ми-8 в Печоре со съемным медицинским оборудованием. Круглосуточное использование двух воздушных судов в значительной степени закрывает потребности в своевременной медицинской эвакуации.
Однако, как отметил М.Сурин, современная медицина способна и на оказание помощи и задействование вертолета на место ЧС, например ДТП на федеральной трассе "Вятка". Для этого, конечно, необходим легкий тип вертолета с возможностью вылета менее 20 минут.
В связи с участием Коми в приоритетном проекте "Развитие первичной медико-санитарной помощи" определены критерии эффективности работы санитарной авиации. К 2024 году есть все предпосылки для оказания специализированной помощи в еще большем объеме.