Стратегия развития Коми до 2035 года вынесена на общественное обсуждение. Документ опубликован на портале общественного обсуждения нормативно-правовых актов Республики Коми.
Как говорится в документе, миссия Республики Коми – стать регионом, имеющим важное значение для страны, создать комфортные условия жителям республики для проживания в регионе, создания и расширения своей семьи, качественного сохранения и укрепления здоровья и получения образования, реализации трудового и духовного потенциала, уверенно чувствуя себя под защитой государства.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития – высокое качество жизни населения на основе устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности и привлекательности региона и создания комфортной среды проживания.
В рамках Стратегии планируется реализовать три флагманских проекта: "Демография", "Производительность труда и поддержка занятости", "Арктика".
В Стратегии также названы перспективные центры экономического роста в муниципальном разрезе (Сыктывкар, Ухта, Усинск, Печора) и территории приоритетного развития:
- Сыктывкарская (многофункциональная). В нее входят Сыктывкар и муниципальные образования, имеющие тесные социально-экономические связи с Сыктывкаром: Сыктывдинский район (агропромышленный комплекс, культура, туризм, спорт); Прилузский, Удорский, Сысольский, Койгородский районы (лесопромышленный комплекс); Корткеросский район (агропромышленный комплекс), Усть-Вымский район (железнодорожный транспортный узел (г. Микунь).
Перспективные направления развития – административно-управленческое, наука, образование, культура, здравоохранение, финансово-банковское, торгово-сервисное, лесопереработка, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, энергетика, туризм, продвижение территории как регионального инновационного центра, ориентированного на биотехнологии, межрегионального и регионального транспортного центра.
Планируется строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь) "Проект Белкомур", реализация проекта "Северо-Восток - Полярный Урал", предусматривающего строительство новой автомобильной дороги по направлению Сыктывкар – Воркута – Салехард с выходом к Нарьян-Мару (завершение строительства автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар), строительство (реконструкция) международного аэропорта федерального значения "Соколовка" в Сыктывкаре.
- Ухтинско-Сосногорская (для развития нефтегазовой и горнорудной промышленности, инновационных технологий)
В Ухтинско-Сосногорскую зону приоритетного развития входят населённые пункты МО ГО "Ухта" и МО МР "Сосногорск".
Перспективные направления развития – нефтегазовый кластер, горнодобывающая промышленность, наука, образование, строительство, инновации, культура, здравоохранение, спорт, транспорт. Развитию транспортной системы будет способствовать строительство железной дороги Сосногорск – Индига (Ненецкий автономный округ).
- Усинская (для развития нефтяной и газовой промышленности)
Перспективы развития территории (с входящими в её состав населёнными пунктами) определены ее ресурсным и инфраструктурным потенциалом: освоением нефтяных и рудных месторождений, завершением строительства автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, реконструкцией аэропорта "Усинск".
- Воркутинская (арктическая промышленная)
Воркута – крупнейший центр добычи угля Печорского угольного бассейна. Перспективы развития Воркутинской зоны определяются её высоким ресурсным потенциалом для развития угольной и горнодобывающей промышленности (при условии соблюдения экологических и природоохранных ограничений), формирования научно- исследовательской базы изучения и освоения природных ресурсов, а также транспортно-распределительного узла. Важнейшим аспектом является отнесение территория Воркуты к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации, что определяет перспективу создания Воркутинской опорной зоны развития Арктики и её развития как части геостратегической территории Российской Федерации.
Удаленность Воркуты от водных и сухопутных границ России позволяет развивать защищенную транспортную инфраструктуру и формировать транспортно-логистический узел через строительство новой железнодорожной линии Воркута – Усть-Кара и строительство новой железнодорожной линии Сосногорск – Индига, что дополнит развитие Северного широтного хода и позволит увеличить грузопоток Северного морского пути. В рамках реализации проекта "Северо-Восток - Полярный Урал" предусматривается строительство новой автомобильной дороги по направлению Сыктывкар – Воркута – Салехард с выходом к Нарьян-Мару.
- Верхне-Печорская (лесопромышленная),
Территория Верхне-Печорской зоны включает в себя населенные пункты Троицко-Печорский и Усть-Куломский районы.
Перспективы развития территории, в первую очередь, связаны с основной специализацией этих муниципальных образований – заготовкой и глубокой (полной) переработкой древесины, в том числе развитием биоэнергетики.
Наряду с лесопромышленным комплексом, перспективными отраслями являются производство строительных материалов, развитие сельскохозяйственного производства (производство мяса, цельномолочной продукции), промышленное освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие туризма.
- Усть-Цилемско-Ижемская (агропромышленная, туристская)
Перспективы развития Усть-Цилемско – Ижемской зоны основаны как на развитии основных видов экономической специализации входящих в неё муниципальных районов "Усть-Цилемский" (животноводство, производство пищевых продуктов) и "Ижемский" (сельское хозяйство), так и на высоком потенциале их культурного и природного наследия (уникальные природные комплексы, экологически благоприятные и живописные ландшафты, сохранение национальных и культурных традиций создают предпосылки для развития экологического, культурно-познавательного, спортивного туризма, организации охоты и рыболовства непромыслового характера).
Обозначены в документе и перспективные кластеры в сфере экономики и в сфере человеческого капитала.
Среди ключевых целевых показателей Стратегии – рост внутреннего регионального продукта в 1,6 раза к уровню 2017 года, увеличение продолжительности жизни на 7,1 года, стабилизация численности населения, рост производительности труда в 1,4 раза, рост реальных располагаемых доходов населения в 1,3 раза.
Срок реализации Стратегии предусмотрен до 2035 года. Реализация предусматривается в 4 этапа:
I этап 2019-2021 годы (стабилизационно- адаптивный)
II этап 2022-2025 годы (развития и реализации)
III этап 2026-2030 годы (результативно- устойчивый)
IV этап 2031-2035 годы (достижения целей) - достижение во всех сферах жизнедеятельности качественно позитивного уровня развития, работа на перспективу. Значение ВРП на 1 жителя к уровню 2017 года составит 164,8%
Для реализации Стратегии потребуется не менее 3,8 трлн. рублей, в том числе внебюджетные средства составят порядка 2,8 трлн. рублей в ценах текущего периода. Так, расходы республиканского бюджета Республики Коми на весь период реализации Стратегии составят не менее 1 трлн. рублей.
Ознакомиться с документом можно здесь.
Высказать свои замечания - здесь.
Общественное обсуждение продлится до 12 января 2019 года.