Уходящий год был богат на кадровые изменения в системе органов государственной власти Коми. Пожалуй, самым неожиданным в череде отставок и назначений стал уход Натальи Михальченковой с поста министра образования, науки и молодежной политики региона, ее сосредоточение на работе вице-премьера, курирующего социальный блок. Без совмещения этих двух должностей, как это было раньше. И получение нового портфеля – секретаря Коми регионального отделения партии "Единая Россия".
Легко ли далось Наталье Михальченковой такое решение и что сподвигло ее на этот шаг? Что было сделано Министерством образования, науки и молодежной политики Коми за два года, пока она стояла во главе ведомства? Каковы перспективы отрасли? Об этом и многом другом Наталья Михальченкова рассказала в интервью информационному агентству "Комиинформ".
- Наталья Алексеевна, решение оставить пост министра образования и сконцентрироваться на общих вопросах региональной социальной политики было инициировано вами?
- Это было решение Сергея Анатольевича Гапликова. Он его принял, исходя из оценки приоритетов. Все мои предшественники, и Вера Игоревна Скоробогатова, и Тамара Николаевна Николаева, и общественники обращались в адрес главы о необходимости сфокусировать всю социальную сферу под заместителем, который не работает на разрыв, а уделяет внимание исключительно четырем социальным приоритетам в развитии России.
Так сложилось, что и в "апрельских поручениях" главы Коми большая часть посвящена социальному блоку, и новые приоритетные проекты и стратегический указ №204 президента России – очень большой портфель проектов в социальной сфере. Это десять приоритетных проектов по образованию, восемь – в здравоохранении, три – по культуре. И четвертый – "Демография" - в Минтруде. Это очень серьезный проект, требующий большого межведомственного взаимодействия.
Также большая работа идет в комиссиях, экспертных и координационных советах при правительстве Коми. Так, есть республиканская Комиссия по делам несовершеннолетних, Координационный совет по делам инвалидов и другие. Всего около 30 советов, которые по поручению главы Коми осуществляют деятельность под моим руководством. Кроме этого, в правительстве созданы различные координационно-совещательные органы при главе региона…
- Как оцените своего преемника, Наталью Якимову?
- Наталье Владимировне, прежде всего, доверяет глава республики. Она хорошо знакома со всей образовательной сетью региона: от каждого садика до вуза. Человек, который управляет системой, должен знать все ее "минусы" и "плюсы". Наталья Владимировна – такой человек. Я не отказываюсь от поддержки отрасли образования в социальном блоке. Думаю, в тандеме мы справимся.
- Чем за время своей министерской работы вы можете особо гордиться?
- Я очень благодарна и правительству, и депутатам Госсовета Коми, что в непростых финансовых условиях образование действительно находится в приоритете. Если нет поддержки, любая цель останется недостижимой. В нашем случае, достигнуты две цели: доступность и качество образования.
Я приняла отрасль в период реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов. А это создание новых материально-технических условий, подготовка новых кадров.
Зарплата воспитателей в детских садах с 2010 года выросла в два раза. Педагогов дополнительного образования – в 2,2 раза. Но приоритет, обозначенный главой Коми, - достичь выполнение "майских" указов президента не только по уровню заработной платы педагогов, но и обеспечить достижение других показателей. На сегодня у нас обеспечено достижение всех указов президента.
- Проблема очередей в детские сады еще не решена, но перестала быть острой. Сколько новых мест в садиках появилось за период вашего пребывания в кресле министра и сколько появится в ближайшее время?
- В дошкольном образовании у нас большая сеть – 345 организаций, более 60 тысяч детей и почти 6 тысяч работников. Могу сказать, что в 2017 году появилось 230 новых мест, в этом будет 250. Также началось строительство садика в Большелуге. Уже передан проект коллегами из Кирова для строительства садика в Эжве и будет строиться детский сад в Выльгорте
И это только начало, потому что новые национальные проекты дают нам возможность ускориться. Многое зависит от развития сферы жилищного строительства, возможности выкупать готовые объекты, когда компания строит жилищный комплекс, а государство выкупает, к примеру, готовый детский сад.
У дошкольного образования республики очень хорошие традиции. Важно было наращивать его доступность. Регион подготовился к национальному проекту "Демография", и мы готовы давать негосударственному сектору заказы на дошкольное образование, выделять субсидию частным детским садам и группам по уходу и присмотру за детьми. Готовы и к выплате компенсации родителям за уход и присмотр за детьми на дому.
Очередь в дошкольные учреждения сохраняется. В Сыктывкаре это порядка 1,5 тысячи человек. И таких садиков, как планируемый в Эжве на 270 человек, нужно минимум пять. Но это могут быть и частные садики. Мы приглашаем к партнерству бизнес, чтобы он участвовал в восполнении этого недостатка, потому что самостоятельно строить объекты в условиях многозадачности бюджета невозможно.
Также был проведен тотальный аудит состояния детских садов: от аварийности до кадровой обеспеченности. Была обновлена "дорожная карта" по строительству детских садов, есть понимание, в каком районе они должны появиться. Конечно, это Сыктывкар. Ветхое здание находится в печорском поселке Озёрный. В Ижемском районе четыре объекта. Также есть первоочередная необходимость в Койгородском и Корткеросском районах (Большелуг). Это и Пажга, Сыктывдинский район. В Визинга, Пыёлдино, Сысольский район. Еще Удорский район, Усть-Вымский район, в Мадмасе, Усть-Куломский район, Усть-Цилемский. Всего 13 новых объектов должны заменить ветхие здания.
Конечно, мы понимаем, что неплохо было бы дополнительно построить садик в Корткеросском районе и завершить объекты, которые находятся под уголовными делами, в Усинском и Усть-Цилемском районах, потому что средства бюджета потрачены, а объекты не сданы. Сейчас эти проекты завершаются в рамках социального партнерства.
- Сейчас поколение бэби-бума десятилетней давности отправилось в школу. Понятно, что места в школах найдутся для всех, но и задачу ликвидировать вторую смену никто не снимал…
- Этот вопрос на контроле у главы Коми. Был проведен аудит и учреждений общего образования. Мы рассмотрели тенденции в освоении дисциплин, какие результаты дают наши дети и по текущей успеваемости, и по результатам Всероссийских проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ. Где-то это связано с ветхостью зданий, где-то – с плохой материальной базой, отсутствием интернета, где-то – со слабой подготовкой педагогов. Мы выявили дефициты, положительную и отрицательную динамику и приняли комплекс мер по повышению качества подготовки. Каждая школа стала понимать, что за каждого ученика спросят, и результат подготовки детей – это результат работы школы, а не родителей.
Не надо бояться повышать качество, признавая свои ошибки. Мы перестроили работу Коми республиканского института развития образования. Там, где выявлена отрицательная динамика в результативности, принята программа устранению профессиональных дефицитов и повышения качества образования. Мы вошли в федеральный проект по повышению качества образования в школах с низкими результатами, и сейчас сильные коллективы подтягивают слабых.
Приведу такие цифры: с 2012 по 2015 у нас было построено семь школ на 1090 мест. А в 2017 было создано 910 мест в школах. В этом – 322. То есть 1232 новых ученических места за два года. Да, пять лет до этого мы строили школы. Но в этом году мы реально вернули в систему очень много объектов. Это не значит, что школы не надо строить. Важно, что мы вошли в федеральный проект по созданию новых мест. Это школа в Усть-Куломе, начало строительства школы в Помоздино, в Визинге, Часово и в Орбите. Подготовлена конкурсная документация на объекты в Краснозатонском, Дутово и Приуральском. Плюс возврат объектов в систему образования детского дома-интерната на Катаева в Сыктывкаре и кадетский корпус в Максаковке.
Школы нужно обновлять. И мы продолжим наращивать материально-техническую базу. Ремонты не делались давно. Школам по 40 лет, это молодым школам. Школы №№27 и 30 в Эжве – последние, которые строились в Сыктывкаре. 40 лет не было строительства! Конечно, это уже преклонный возраст. Сегодня нужны современные библиотеки, лабораторная база, детям нужны комфортные условия. Это тоже средство повышения качества образования. Последний нацпроект был 10 лет назад, когда обновлялись кабинет физики, химии и биологии. Нужны новые кабинеты информатики. Мы вошли в нацпроект, у нас будет возможность их оснащать.
- Ваша сейчас дочь учится в школе. Поэтому вы могли оценивать новые стандарты образования не только как министр, но и как родитель, заодно сравнивая современное обучение с тем, что было в ваши школьные годы. Сейчас учить стали лучше?
- По качеству образования Россия всегда лидировала. Мне очень понравилась позиция Ольги Юрьевны Васильевой, которая возглавила Министерство просвещения России, по поводу создания единого образовательного пространства. То, что в какой-то период мы пришли к вариативности, когда каждая школа могла разрабатывать свой учебный план и гордиться этим, ошибка. У нас есть единство образовательного процесса, даже на ЕГЭ мы задаем одинаковые вопросы по всей стране. Сейчас мы возвращаемся к единому содержанию образовательной программы. Не должна каждая школа делать свой отдельный учебный план. Не должно быть такого, что один учитель по-своему дает историю, а другой – по-своему.
Многое в школах зависит от учителей. И даже когда есть утвержденная программа и дисциплина, как по-разному каждый преподаватель ее реализовывает. Я знаю, как ребенок может любить или не любить предмет из-за уровня профессионализма учителя.
К сожалению, не везде педагог "зажигает" детей. Ко мне часто обращаются дети: "Извините, нашему учителю уже 70 лет, она не помнит, что говорила на прошлом уроке". Разные есть ситуации. Но как мама я могу сказать, что сегодня очень высокий образовательный стандарт и очень высокий образовательный контент. И если не все учителя с ним справляются, нужно помогать учителям. И помогать детям быть успешными, осваивать дисциплину и любить предмет.
- Министерство выстраивает систему по работе с одаренными детьми…
- Да, она "с нуля" была выстроена с личным участием главы Коми во исполнение поручения президента и создания центров "Сириус". Это именно система: выявлять, поддерживать, направлять, учитывать, создавать лучшую инфраструктуру, чтобы таланты занимались у нас и в "Кванториуме", и в центре, который мы создали на базе КРИРО, олимпиадное движение.
На базе Гимназии искусств при главе Коми мы будем создавать свой "Сириус". На это регион получит 200 млн рублей федеральной поддержки. Очень хотим, чтобы физмат лицей переехал на новое место, возле Гимназии искусств. Там и Республиканский эколого-биологический центр рядом. То есть действительно будет свой "Сириус".
Да, поддержки не всем достаточно. Но мы ставим задачу в системе дополнительного образования работать со всеми способными детьми. Есть "майский указ" президента, согласно которому к 2020 году 70% детей должны посещать кружки и секции, а к 2024 году – 80% детей. И это не просто досуг, а обучение.
Благодаря совместным действиям министерства и регионального отделения РДШ нам удалось выстроить систему школьного самоуправления, выявления и поддержки активистов из числа школьников. РДШ позволила объединить одной целью – педагогов, школьников и их родителей, направленную на реализацию потенциала наших детей…
- Дополнительное образование в этом году ознаменовалось введением персонифицированного учета и сертификатов. Многие родители не поняли, для чего это нужно, и столкнулись с очередями и неразберихой при записи ребенка на секции и кружки. Расскажите, какие плюсы от новой системы получат жители республики.
- Здесь две задачи: что дает новая система родителям и ребенку и что дает государству. Родителям и детям сертификат дает возможность выбора образовательных программ, интересных именно ребёнку, причём не имеет значения, какой организацией, государственной, муниципальной или частной, реализуется данная программа. Ведь сегодня и бизнес приходит и дает интересные программы, которые могут осваивать дети. И введение сертификатов - хороший сигнал для бизнеса.
Что дает новая модель государству? При достижении задачи президента по охвату 70% детей дополнительным образованием, мы один из немногих регионов, где начали вести реальный учет. То есть не по кружкам, у нас раньше один ребенок, который в пять кружков ходит, за пятерых считался, а именно по количеству детей. Есть информационная система, которая позволяет учитывать не только их число, но и динамику освоения программ.
Это сложный системный проект, в который мы вошли и на который регион получил федеральную субсидию. Сегодня к проекту подключаются спорт и культура. Система сертификатов и персонифицированного учета – очень важный инструмент для наведения порядка в дополнительном образовании, понимании, где наши дети, ходят ли они на секции. Для государства важно не просто оплатить деятельность кружков и секций, выплатить зарплату педагогам, а выбрать и поддержать наиболее востребованные у детей программы, направить дополнительные ресурсы на внедрение новых кружков и секций, соответственно замотивировать педагогов дополнительного образования на поиск интересных технологий и программ.
Кроме того, новая модель дополнительного образования формируется с учетом ранней профориентации. Она не просто занимает свободное время ребенка, но и выявляет его способности, помогает сориентировать, чтобы он поступал в колледж или вузы и любил свою профессию. Так что в отрасли дополнительного образования мы создали систему, поняв ее и проблемы и поняв, как мы можем их решать в интересах, прежде всего, семьи и ребенка, а во вторую очередь – государства. И команда, которая занимается развитием допобразования, во главе с директором РЦДО Натальей Арабовой и заместителем министра, который курирует это направление, Максимом Гановым, идет в правильном направлении.
- Максим Алексеевич также курирует направление работы детьми, оставшимися без попечения родителей. Как обстоят дела по этому направлению?
- По детям, которые лишены семьи, перед нами стоит серьезная задача. Есть понимание, что дети должны быть в семье. В связи с принимаемыми мерами по устройству детей в семьи, создания максимально приближенных к домашним условиям в детских домах, нам удалось оптимизировать учреждения отрасли, направить детей в те учреждения в которых создана благоприятная инфраструктура и накоплен положительный опыт педагогов.
При этом мы не снимаем с себя решение вопроса обеспечения жильем детей-сирот. Он находится в ведении Минтруда, я его контролирую как вице-премьер. У нас почти 300 детей, в отношении которых право не реализовано, и мы обязаны это обеспечить. Поэтому будем обеспечивать по мере возможности.
- Сейчас система, причем, кардинально, меняется и в учреждениях среднего профессионального образования. Обучение становится более практикоориентированным и нацеленным на нужды экономики. Готовы ли к этому наши ссузы?
- По профобразованию очень интересные результаты. Был разработан проект "Регион 11" - опорный СПО. У нас есть понимание, что любая организация профобразования на территории должна быть сохранена. Но она должна принять государственный заказ и развиваться. Сеть образовательных организаций, конечно, необходимо укрупнять. Для каждого из колледжей разработана программа развития. Да, государственный заказ: чему готовить, что открывать на основе анализа рынка труда. Но, посмотрите, в Троицко-Печорском политехе сегодня некому учить. В других был явный дисбаланс. Например, в Инте пошел отток молодежи, потому что Интинский политех ничего не предлагал, кроме бухучета. Дети уезжали, хотя в истории техникума есть инженерно-технический профиль, гуманитарно-педагогический.
Конечно, мы поставили задачу развивать подготовку на местах, максимально педагогическую, медицинскую, где это возможно, и, конечно, профильную для территории. Их задача – быть опорой для развития муниципалитета. Даже если там нет бизнеса – начать подготовку, чтобы он появился. Поэтому на базе СПО наравне с существующими специальностями необходимо реализовывать проекты по обучению навыками предпринимательской деятельности, молодежной политике, развитию добровольческого движения. Они, конечно, к этому… Ну, вы у них спросите, как они к этому относятся. Не все оказались к этому готовы…
Да, "железной рукой в счастье" ставим перед учреждениями задачу открывать программы по ТОП-50, для этого мы даем больше бюджетных мест. Ставим задачу заявляться на конкурсы, и они побеждают. В 2018 году общий объем контрольных цифр приема по программам СПО составил 4813 мест, в том числе по направлениям, включенным в перечень ТОП-50, - 1390 мест, что в два раза больше чем в 2017 году.
У нас развивается движение "Абилимпикс", создаются опорные площадки по подготовке по рабочим программам людей с инвалидностью. Отдельно мы обратили внимание на село. Речь о возвращении профессионального обучения в школах, учебно-производственных комбинатов. Выпускники школ должны иметь удостоверения швеи или тракториста. И они должны быть защищены, что если не пойдут куда-то учиться, хотя система профобразования это позволяет, то смогут пойти работать. Поэтому 107 школ получают лицензию по программам УПК. Большие молодцы в Воркуте. Они даже младший медперсонал готовят в школе.
- Сыктывкарский госуниверситет стал опорным вузом региона. Что должно быть сделано и что уже сделано, чтобы он целиком и полностью соответствовал этому статусу?
- Сыктывкарский университет вошел в программу опорных вузов, есть соответствующая программа, мы с и.о.ректора СГУ Ольгой Александровной Сотниковой докладывали главе Коми, как она исполняется. Все ключевые показатели достигнуты: доходы вуза, количество укрупненных направлений подготовки, по которым реализуются образовательные программы – их 25, численность обучающихся по программам магистратуры, число публикаций, индексируемых международной информационно-аналитической системой научного цитирования, и, конечно, проекты, реализуемые университетом с регионом. Плюс университет вошел в нацпроект по созданию центров допобразования детей технической направленности.
Очень важно, что университет стал опорным. И я продолжаю курировать взаимодействие с вузами в правительстве региона. Конечно, мы будем и дальше поддерживать все университеты. Но в данном случае начало подготовки и первый выпуск по здравоохранению, контроль за тем, чему мы учим новое поколение учителей, работа по контрольным цифрам приема физико-математической и химико-биологической направленности, создание Федерального научного центра. Конечно, слово "наука" не просто так значится в названии нашего профильного министерства.
- В названии фигурирует еще и молодежная политика…
- Мы выстраиваем систему государственной молодежной политики по всем 16 основным направлениям, особое внимание студенческой молодежи – в каждой образовательной организации и СПО - сформировали самоуправление. Мы научили делать студенческие проекты, поддерживаем их. Сейчас они уже сами находят средства, участвуя в грантовых конкурсах. Я очень благодарна Сыктывкарскому госуниверситету, чьи ребята взяли на себя наставничество и помогли сформировать систему самоуправления. Поэтому молодежные студобъединения, добровольчество, "Юнармия", РДШ – это все успешно стартовало в республике и требует дальнейшей поддержки и развития.
У нас действительно талантливые дети. И если мы правильно сформируем поддержку молодежи, в том числе посредством организации правильного досуга, нас ждет реальный успех. Ведь правильно созданные условия позволяют творить чудеса. Я это увидела за 17 лет работы со студентами. Даже проблема может стать толчком к развитию. Когда увлеченные ребята шли друг за другом и создали спортивный студенческий клуб, который сейчас является одним из лидеров по России, и "Универвидение" появилось. Для ребят из СПО появился форум "Перспектива". Опытные наставники учат студентов готовить проекты, обличать свои идей в реальные проекты, а мы пытаемся поддержать эти проекты финансово. Они представляют свои проекты, и мы им предоставляем гранты.
Благодаря "Перспективе" появилось несколько новых молодежных проектов, последний из них "Мисс СПО", разработанный студентами Сыктывкарского медицинского колледжа.
Продолжили поддерживать "Крохаль" и другие молодежные форумы. Была начата работа в информационной системе "АИС "Молодежь России", информация о всевозможных форумах и грантах стала доступна.
- Кстати, как проходит информатизация отрасли?
- Мы сформировали портал "Открытое образование" и начали работу с родителями на его базе. Это проведение открытых родительских собраний, возможность использовать коммуникации внутри системы – это тоже было мое поручение, которое было исполнено. Все ресурсы теперь имеют единое окно. На "Открытом образовании" все четко и понятно: разделы для родителей, педагогов, и можно выйти к государственным информационным системам.
- Не считаете ли вы задачи, поставленные федеральными властями к отрасли, завышенными и неисполнимыми, особенно в условиях сокращения бюджетных расходов? Не возникает ли перекосов, когда из-за исполнения одних требований, например, по оснащению школы системой безопасности, "провисают" другие вопросы, более важные для воспитания и образования детей? Ведь ресурсов на все не хватает.
- Мы считаем, что безопасность в образовательных организациях – это обязанность государства, родители должны быть в уверенности что их детям ничего не угрожает. Принято постановление правительства №1235 "Требования к антитеррористической защищенности". Везде должно быть проведено категорирование объектов исходя из численности учащихся. И должны быть обеспечены элементарные условия физической охраны, видеонаблюдение, ограждение по периметру и кнопки экстренного вызова. То есть минимум должен быть сделан везде. И я благодарна главе Коми, что на эти базовые требования были выделены средства. Есть закон – надо выполнять.
- Ресурсоемкой является и обеспечение условий для детей с ограниченными возможностями здоровья…
- Мы посмотрели, посчитали и поняли, что работа с детьми-инвалидами у нас недостаточно развита. Республиканский центр образования учит порядка 1200 детишек на дому. На портале "Открытое образование" начали бесплатное обучение для педагогов, как
учить особых детей. Да, говорить о достаточности средств не приходится. Главное – правильно расходовать то, что есть. Наличие пандуса не означает доступности образовательной услуги. Для каждой нозологии нужны свои особенности.
- Вспомните самое яркое событие за два года. Какие моменты вас особенно радовали?
- Любое общение с нашей активной молодежью. Любая победа наших детей, в том числе в олимпиадах. У нас много и побед в конкурсах учителей. Любые детские концерты, которые мы посещаем, приносят радость. Что особенно удивило? "Кванториум". Я хочу, чтобы такой был везде.
Республика Коми вошла в число 27 регионов, получивших поддержку в рамках конкурса Федерального агентства по делам молодежи "Регион добрых дел". Сумма субсидии на 2019 год составила 8836700.
Плюс возврат объектов в систему образования корпуса на Катаева и детского дома-интерната в Сыктывкаре, в планах - кадетский корпус в Максаковке.
…Мы любим детей, они все наши. И любой их успех – это отчасти и успех всей нашей команды. Значит, система работает правильно. Отрасль образования должна работать для детей, для семьи. Это мое личное убеждение, и именно с этой позицией работает все профильное министерство.
- Для детей, для семьи… Вы каким-то невероятным образом успеваете везде. Практически каждый день появляется информация, что вы побывали там, там и там. Журналисты шутят, что, наверное, вас клонировали. Как вам это удается и остается ли время на семью и хобби? Например, увлечению музыкой? У вас остается время на воспитание собственных детей?
- Клона нет, но день очень активный. На музыку времени остается все меньше. Уже почти не ходим и не поем в караоке. Только под гитару с друзьями. И на встречах с молодежью.
В заключение подчеркну, чтобы все понимали правильно: с меня никто не снимал ответственность за развитие образования в регионе. Конечно, я очень люблю образование, и буду продолжать начатое дело в новом качестве, помогая Наталья Якимовой.