Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми принял участие в VIII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее", который проходил в Санкт-Петербурге и был посвящен новым векторам развития Арктической зоны РФ. Дискуссии протекали параллельно на нескольких площадках в различных рабочих форматах: пленарные заседания, рабочие сессии, круглые столы и панельные сессии, сообщает Минприроды Коми.
В рамках работы панельной сессии "Накопленный экологический ущерб в Арктике: завтра будет поздно" Роман Полшведкин ознакомил участников дискуссии с ключевыми проблемами ликвидации накопленного экологического вреда нефтегазового комплекса. В своем докладе он подчеркнул актуальность вопросов обеспечения экологической безопасности при добыче и транспортировке полезных ископаемых и акцентировал внимание собравшихся на том, что Арктику надо защищать еще на материке, поскольку бассейны основных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, находятся на северных территориях.
Так, в бассейне реки Печоры происходит интенсивная нефтедобыча, соответственно существует угроза загрязнения нефтью ее притоков и самой Печоры, впадающей в Печорскую губу Баренцева моря.
В бассейнах Северной Двины расположены четыре крупнейших лесопромышленных комбината, загрязняющие воду фенолом, формальдегидом, ионами аммония и сульфатами. Северная Двина также несёт свои воды в Северный Ледовитый океан.
При аварийных ситуациях на любом из этих производств загрязнения не просто попадут в реки, а затем в Северный Ледовитый океан, но и будут способствовать повышению температуры океана, что, в свою очередь, приведет к таянию льдов и более масштабным катастрофическим последствиям.
Роман Полшведкин поделился положительным опытом Республики Коми по ликвидации нефтеразливов на водных объектах и рассказал о системе трехуровневой защиты бассейна реки Печоры. Совокупность всех этих мер не позволяет загрязнениям попасть в реку Печору и её крупнейший приток Усу и предотвращает чрезвычайную ситуацию в регионе.
Особое внимание министр уделил объектам нефтегазового комплекса, которые наносят наибольший экологический вред. Это разливы нефти и нефтезагрязнения прошлых лет от порывов нефтепроводов, накопленные и непереработанные нефтяные отходы (шламы), "бесхозяйные" скважины, которых на территории республики около 4,5 тысяч. Отметил он и положительный фактор: утилизация попутного газа нефтяными компаниями составила более 95%.
"В центре внимания государственных органов всех уровней находятся вопросы предупреждения и ликвидации последствий аварий на нефтепроводах и рекультивация загрязненных земель. Сегодня статистика по разливам и выбросам существенно приуменьшена, поскольку нефтяные компании предпочитают скрывать значительную их часть и тем самым уходить от ответственности. Необходимо на законодательном уровне возложить на нефтяные компании обязанности по постоянному мониторингу водных объектов и почвы в районе своей деятельности не только на содержание нефтепродуктов, но и солей тяжелых металлов, - заявил Р. Полшведкин в своем выступлении. – При ликвидации загрязнений и рекультивации земель мы столкнулись с тем, что существующие нормативы допустимого остаточного содержания нефти в почве не соответствуют условиям тундры, Крайнего Севера и Арктики. Необходимо внести изменения в Национальный стандарт РФ "Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами" и установить нормативы, учитывающие климатические условия и состав почв".
Руководитель Минприроды Коми внес еще ряд предложений по совершенствованию нормативной правовой базы для ликвидации накопленного экологического вреда от деятельности нефтегазового комплекса, а также о необходимости доработки законодательства, в том числе корреляции его отдельных нормативно-правовых актов между собой.
В их числе внесение изменений в законодательную базу и установление единых для всех ведомств нормативов по объему нефтеразливов, которые бы относились к категории чрезвычайной ситуации. Разрозненность критериев, которые имеются сейчас, позволяет организациям-загрязнителям выбирать наиболее выгодный для себя показатель, тем самым не вводя определённый уровень опасности и не принимая должных мер к ликвидации.
Также необходимо внести изменения в законодательство и создать механизмы, которые бы стимулировали нефтяные компании инвестировать средства в замену ветхих и аварийных нефтепроводов, в первую очередь в Арктической зоне.
Большой резонанс вызвала проблема бесхозяйных скважин, многие из которых находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу экологии Севера. Роман Полшведкин предложил законодательно закрепить возможность федерального финансирования на выявление, обследование, разработку проектов и оплату соответствующих экспертиз проектов ликвидации (реконсервации) скважин. На это предложение откликнулся директор ВНИИ Экология, который пообещал приехать в Сыктывкар для обсуждения этого вопроса.
Обозначив ключевые проблемы, министр природных ресурсов и окружающей среды Коми еще раз напомнил коллегам о том, что существующие экологические проблемы Арктики берут своё начало на материке, на Крайнем Севере, где сосредоточены добывающие предприятия и перерабатывающие производства. Поэтому совершенствование нормативной правовой базы в сфере ликвидации накопленного экологического вреда от деятельности нефтегазового комплекса очень необходимы.
Все предложения руководителя Минприроды Республики Коми были включены в итоговую резолюцию форума.