С 1 октября органы ЗАГС России начали работать в новой системе, которая создана по инициативе Правительства РФ. В дальнейшем на основе ФГИС "ЕГР ЗАГС" сформируют единый федеральный информационный ресурс, который включит информацию о населении России.
Сотрудники органов ЗАГС республики мужественно встретили это нововведение, несмотря на все проблемы, неизбежно возникающие в ходе реализации каждого нового проекта, тем более такого масштаба. Министр юстиции Коми Дмитрий Наумов и работники ЗАГСа Сыктывкара рассказали, для чего все это нужно и как реагируют на реформу жители коми – получатели услуг.
- Дмитрий Александрович, почему назрела необходимость создания такой системы как ЕГР ЗАГС? Сроки для разработки и запуска системы такого уровня были сжатые.
- Тенденция развития современного общества – это переход к "цифре". Переход от бумажных носителей информации к цифровым уже происходит во всех сферах жизни. Назрела потребность и в формировании федерального цифрового ресурса в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Полностью отказываться от бумажного носителя органы ЗАГС конечно не будут.
С 1 октября 2018 года один экземпляр актовой записи будет составляться на бумаге и храниться по месту составления, второй экземпляр будет составляться в форме электронного документа. Граждане, как и прежде, смогут получать свидетельства и справки о государственной регистрации актов гражданского состояния.
- Какая работа была организована в стране и республике для того, чтобы ЕГР ЗАГС начала функционировать? Какие проблемы пришлось решать на местном уровне?
- Для формирования ЕГР ЗАГС в республике, как и по всей стране, начали конвертацию записей, датированных еще 1926 годом. Весь архив загс в Коми (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени и смерть, выдача повторных свидетельств, справок и пр.) включает в себя 3,5 млн документов на бумажном носителе.
В свою очередь, ФНС закупила и поставила в Коми 213 программно-аппаратных комплекса для территориальных отделов загса. Каждый сотрудник органа загс получил карту доступа с электронной цифровой подписью для работы на полученном компьютере в федеральной программе.
Для функционирования ЕГР ЗАГС подключили "Ростелеком", который организовал единую сеть передачи всех данных для всех органов загс.
- Что сегодня представляет собой ЕГР ЗАГС и что дает электронный загс сотрудникам министерства и гражданам?
- Это "облачные технологии". Это единый на всю Россию центр обработки данных ФНС России. Как было ранее? В каждом субъекте работала своя база данных, а теперь на всю Россию она одна.
В будущем это обеспечит повышение качества услуг, сократит время получения услуг. Это такие приятные возможности, когда не нужно бегать в разные загсы, делать массу запросов. Когда регистр будет создан, документ можно будет получить не по месту регистрации, а по месту обращения. Москвичам не нужно будет ждать запроса в Сыктывкаре, а сыктывкарцы без проблем смогут получить услуги в Москве.
Налоговая служба будет видеть сведения, в том числе новые, в режиме онлайн. Обмен информацией во много раз ускорится.
Хочется отметить, что для социальной сферы введение такого реестра, его наполнение, обеспечение бесперебойного функционирования — действительно прорыв, и можно сказать, революционная реформа работы загс.
Сегодня мы стоим в начале этого пути.
- Кто из сотрудников министерства имеет доступ к системе? Как будут защищать персональные данные?
- Доступ к системе имеют сотрудники Минюста Коми, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также органы местного самоуправления поселений, наделенные полномочиями на регистрацию актов гражданского состояния.
Защита персональных данных от утечки — зона ответственности оператора системы ФНС. Но здесь стоит отметить, что в каждом регионе до нововведений работала своя информационная система, и каждый регион защищал систему на своем уровне. Здесь же речь идет о безопасности на федеральном уровне, поэтому защищенность ЕГР ЗАГС будет гораздо выше.
- Как пишут федеральные СМИ, многие региональные загсы встречали запуск системы с осторожностью. Почему? Как введение системы прошло в Коми?
- Действительно, настороженность была. Ведь можно нажать на одну кнопку, и вся работа полетит. Сегодня наши сотрудники набивают руку, разбираются, пытаются увидеть все возможности программы. Конечно же, после череды ошибок мы выйдем на профессиональную работу, которая позволит не занимать лишнюю минуту у нашего посетителя.
Поэтому наши специалисты лучше десять раз все перепроверят, прежде чем нажать на кнопку. Здесь хочется обратиться к нашим заявителям с просьбой подойти с пониманием к этой ситуации, а также помочь загсам войти в нормальный режим работы. О чем мы говорим?
Каждый человек при подаче заявления должен очень тщательно проверить все свои данные, чтобы там не было ошибок и опечаток. Исправление ошибок влечет за собой составление новой актовой записи, нового юридически значимого документа, внесения госпошлины. Поэтому сотрудники загсов ждут понимания и внимательности от своих посетителей.
Никакой генеральной репетиции у нас не было, и каждый регион справлялся с возникшими сложностями по-своему.
Бояться перехода в цифру не нужно. Это всего лишь вопрос времени. Больничные сейчас — электронные, школьные дневники тоже, налоги оплачиваются с телефона.
Работники загсов республики ни в коем случае не отсиживаются в течении рабочего дня, все отдают максимум сил на работу в новой системе. Сама система ежедневно совершенствуется, оттачиваются и навыки работы наших сотрудников.
Например, в выходные перед запуском системы проводилось финальное обновление компьютеров и каждый отдел загса пожертвовал своими выходными для того, чтобы в понедельник можно было принимать население и регистрировать акты гражданского состояния.
- В новой системе одновременно начали работать все органы ЗАГС РФ. Как в Коми справляются с вводом новой информационной системы?
- Ввод нового программного обеспечения всегда сопровождается как техническими ошибками, так и ошибками сотрудников. Человеческий фактор безусловно есть. Действительно в загсах республики увеличилось время оказания услуг гражданам, что в общем-то вызвано объективными причинами. Сотрудникам загсов необходимо освоить новую систему, приспособиться к новым условиям работы. Уверяю, что несмотря на все наши трудности сотрудники загсов прилагают все усилия, чтобы граждане вовремя получили документы о государственной регистрации.
Нам хотелось бы, чтобы граждане отнеслись с пониманием, были более терпимы к временным неудобствам.
Кроме того, сейчас нам очень нужна обратная связь от граждан, подающих заявления через ЕПГУ. Очень просим позвонить в ЗАГС и поинтересоваться, дошло заявление до загса или нет. К сожалению, сейчас есть проблемы и такого характера.
Полностью уверен, что сплоченность и ответственность всех сотрудников загсов республики позволит нам в как можно быстрее вернуться к прежним показателям качества оказания услуг населению.