Законопроект "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния" рассмотрят депутаты Государственного совета Коми на сессии 25 октября. Его суть в том, чтобы лишить большинство поселений полномочий по регистрации рождения, смерти, брака и отцовства.
На сегодня в республике этими полномочиями наделены органы местного самоуправления в 144 поселениях. Однако, в большинстве из них (в 2017 году в 86 поселениях, 59 %) в год количество внесенных актовых записей составляет не более 5, еще в 18 поселениях – от 6 до 10 записей. Как правило, это актовые записи о рождении, смерти, регистрации брака, реже – об установлении отцовства.
В связи с изменением условий осуществления государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния проектом закона предлагается прекратить осуществление указанных полномочий органами местного самоуправления поселений, в которых отсутствует либо очень низкое количество зарегистрированных в 2017 году и в I полугодии 2018 года записей актов. Всего указанные полномочия прекращаются у органов местного самоуправления 94 поселений.
1 октября начала работу федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (ФГИС "ЕГР ЗАГС"). Новая система представляет собой "облачное" решение, которое будет работать в едином центре обработки данных ФНС, и заменит существующие разрозненные региональные системы органов загса.
С указанной даты все органы загса Республики Коми, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на государственную регистрацию актов гражданского состояния, должны осуществлять государственную регистрацию актов гражданского только во ФГИС "ЕГР ЗАГС".
В среднем на одно поселение республики приходится 11532 руб. субвенций на осуществление государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния (1660700 руб. на 144 поселения), при этом на некоторые из поселений – менее, чем по 2000 руб. Такой объем субвенций не покрывает всех потребностей по обеспечению деятельности органов местного самоуправления поселений для осуществления полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Вместе с тем в целях выполнения требований законодательства необходимые мероприятия по закупке техники, каналов связи и прочего должны быть выполнены за счет собственных средств субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
К примеру, для выполнения полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния органы местного самоуправления поселений должны быть укомплектованы специализированной дорогостоящей компьютерной и организационной техникой. Стоимость одного принтера составляет около 20 000 руб.
С введением в эксплуатацию ФГИС "ЕГР ЗАГС" возникает необходимость соблюдения высоких требований к обеспечению деятельности органов местного самоуправления: для подключения к единой сети передачи данных необходима прокладка структурированных кабельных сетей, защита каналов передачи данных, приведение помещений в соответствие с требованиями работы с персональными данными, предъявляемыми надзорными органами.
Также введение в эксплуатацию ФГИС "ЕГР ЗАГС" сопряжено с рядом технических проблем. В частности, требуется техническое обслуживание ЕСПД, а также установка и техническое обслуживание специальной компьютерной техники – сертифицированных защищенных программно-аппаратных комплексов.
Специфика программных продуктов требует соответствующих навыков работы в них. Учитывая крайне малое количество актовых записей, осуществляемых в поселениях (не более 10 в год в большинстве из них, а иногда только 1-2 записи в год), поддерживать соответствующие навыки специалистов в поселениях на должном уровне будет крайне затруднительно.
В 2016 – 2018 годах фиксируется ежегодное уменьшение количества обращений граждан в органы местного самоуправления поселений за государственной регистрацией актов гражданского состояния: в 2016 году ими составлена 2021 запись актов гражданского состояния, 2017–1662, в первом полугодии 2018 – 856 (за аналогичный период 2017 года – 1161).
Сокращение количества актовых записей, составляемых органами местного самоуправления поселений, обусловлено, в частности, тем, что при наличии транспортной доступности, регулярном автобусном и железнодорожном сообщении, населению удобнее добраться до районного центра и обратиться в территориальный отдел загса за государственной регистрацией актов гражданского состояния, как правило, о рождении, смерти, регистрации брака, одновременно решая в районном центре вопросы получения различных пособий и выплат, а также оформления других документов в учреждениях здравоохранения, социальной защиты, отделениях пенсионного фонда, филиалах банков, налоговых органах, судебных органах, у нотариуса.
Таким образом, высокие финансовые затраты при низком количестве осуществляемых актовых записей в поселениях (не более 10 в год в большинстве из них) представляются инициаторами законопроекта несоразмерными и нецелесообразными.
Проект предварительно согласован с руководителями всех органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Коми, учтены их замечаний и предложения. Помимо того, учтены также предложения, поступившие от руководителей поселений муниципальных районов.