Новости Республики Коми | Комиинформ

К 100-летию уголовного розыска: убийство Писаря

К 100-летию уголовного розыска: убийство Писаря
К 100-летию уголовного розыска: убийство Писаря
logo
К 100-летию уголовного розыска: убийство Писаря
Фото МВД по Коми

"Комиинформ" продолжает совместный с МВД по Коми проект, посвященный 100-летию уголовного розыска в России. Героем этого материала стал Сергей Марков, который в 1997 году раскрыл убийство члена криминальной группировки Александра Писаренко.

У каждого сыщика в копилке раскрытых преступлений есть такое, которое он считает главным в своей оперской карьере. Таковым для  Сергея Маркова в бытность работы оперуполномоченным убойного отдела Управления уголовного розыска МВД по Республике Коми стало раскрытие убийства в июле 1997 года члена криминальной группировки Александра Писаренко по кличке Писарь. "Безусловно, никакое преступление не раскрывается сотрудником в одиночку, - справедливо заметил бывший сыщик. – Каждый, кто задействован в оперативно-следственной группе, вносит в общее дело свой неоценимый вклад".    

"Девушка должна заговорить!"

Александра Писаренко застрелили ранним утром 9 июля 1997 года в Сыктывкаре на улице Пушкина напротив гаража Министерства здравоохранения. Его девушка Галина была серьезно ранена.

На место преступления выехала оперативно-следственная группа. Кто-то из работников гаража Минздрава, куда пришли оперативники в надежде получить хоть какую-то информацию о кровавой разборке, сказал, что видел  красную "четверку", в салоне было два человека. Косвенный свидетель даже сумел назвать какие-то цифры госномера машины.  

"В опергруппу входил Ростислав Данилюк, который работал в отделе по имущественным преступлениям и занимался раскрытием угонов транспортных средств, - вспоминает Сергей Марков. – Уже в первые часы после случившегося ему удалось установить, что находившийся у гаража Минздрава красный ВАЗ-2104 принадлежит сыктывкарцу Михаилу А. Установили круг его друзей, одним из самых близких оказался Евгений К. Возникли подозрения, что именно они причастны к убийству Писаренко".

Попытка сыщиков застать подозреваемых в местах проживания оказалась тщетной. По оперативным данным, практически сразу после убийства Писаря Евгений К. и Михаил А. покинули пределы республики.   

Подтвердить их причастность к убийству могла только Галина – девушка Писаря, которая получила серьезные ранения и, к счастью, осталась жива. Ее показания должны были стать основанием для объявления Евгения К. и Михаила А. в розыск.  

Однако на контакт с оперативниками пострадавшая не шла. Галина понимала, что ее молодой человек имел отношение к определенным кругам криминального мира, и его убийство не было случайным.

Начальник Управления уголовного розыска МВД по Коми Александр Кирушев поставил задачу подчиненным жестко: "Девушка должна заговорить!".

Галина заговорила, когда к ней в больницу пришел оперуполномоченный отдела по раскрытию тяжких преступлений против личности Сергей Марков. Этот отдел еще всегда называли убойным.

Kollektiv-UUR-1997-god-2.jpg

Возглавлял его тогда опытнейший сыщик Сергей Войновский, на счету которого было множество раскрытых тяжких преступлений. Доверив молодому оперу найти контакт с девушкой именно как со свидетелем преступления, начальник отдела не ошибся.

Коллега С. Маркова Андрей Попов, вместе с которым они раскрывали это преступление, начал вести работу по установлению местонахождения  подозреваемых в убийстве Писаря.   

"Поначалу Галя отказывалась вообще что-либо говорить, - рассказывает Сергей Марков. – Можно представить себе, какой шок она пережила. Я приходил к ней в больницу, когда ей стало легче. Общались не один день. Говорили обо всем: о природе, о погоде, о том, почему она решила приехать из своего родного города в Сыктывкар, поступить на учебу, а потом остаться здесь. Девушка была очень скромной, не из тех, кто гордился знакомством с криминальными авторитетами. Было понятно, что ее связь с Писарем – не дань моде, а стечение обстоятельств. Потихоньку она стала привыкать ко мне и в какой-то момент заговорила о том, что произошло в то роковое утро 9 июля на Пушкина…"

Роковая встреча

В то утро Александр Писаренко встретил Галю с ночного дежурства в больнице, где она работала медсестрой. Молодой человек провожал подругу до общежития. Он шел впереди, Галя – в паре метров от него. В районе гаража Министерства здравоохранения на улице Пушкина с влюбленными поравнялась красная "четверка". В машине находилось двое мужчин. Узнав в одном из них Женю, который частенько заходил в общежитие, девушка остановилась, чтобы поздороваться. Однако, заметив в его руке пистолет, повернулась спиной и бросилась бежать. В это время раздались выстрелы.

От полученных огнестрельных ранений Писарь скончался сразу. Раненая Галя потеряла сознание, но вскоре пришла в себя. Приподняв голову, она увидела, как из окна проезжавшего мимо "жигуленка" в нее целится Евгений. Прозвучал очередной выстрел. Позже на месте преступления  эксперты найдут пять стреляных гильз…

Одна из пуль попала девушке в позвоночник. С места происшествия ее доставили в реанимацию республиканской больницы. Медики выходили пострадавшую, но последствия ранения сильно отразились на здоровье Галины. Долгое время девушка не могла ходить, передвигалась на коляске.

"Александр Писаренко держал так называемый общак одной из групировок, - говорит Сергей Марков. - Воровскую кассу пополняли, в том числе, взносы преступных группировок. Что именно стало причиной убийства Писаря – так и осталось неизвестно. В криминальной среде вывод был сделан однозначный: конфликт со "скифами" из-за денег. Якобы не отличались они щедростью отчислениями в общак".

"Скифы" - другая криминальная группировка, действовавшая в Сыктывкаре в 90-х годах. За некоторое время до убийства у А.Писаренко произошел конфликт с одним из ее участников Николаем Масловым.

А за день до кровавого события Писарь схлестнулся еще с одним "скифом" Евгением К.   

Оппоненты встретились на дне рождения общего знакомого. В какой-то момент между ними произошла ссора, и Писарь как будто даже пригрозил Евгению К.: "До утра ты не доживешь!". Словесный конфликт закончился потасовкой.  

Утром следующего дня Евгений К. вместе со своим соратником-"скифом" Михаилом А. катались по городу на "четверке". Случайно оказавшись на улице Пушкина, увидели А. Писаренко и его подругу. Точка в конфликте представителей противоборствующих группировок была поставлена при помощи двух пистолетов ТТ…

Конец "скифов"

Евгения К. и Михаила А. объявили в розыск. Сначала в федеральный, потом – по линии Интерпола. Отдел УУР по розыску, возглавляемый Андреем Мареевым, начал кропотливую работу по установлению местонахождения разыскиваемых. Оперативникам удалось установить, что они выехали не только за пределы Республики Коми, но и пересекли границу Российской Федерации.

Подозреваемых арестовали в Таджикистане тамошние оперативники. Операция по задержанию проводилась по запросу отдела по розыску УУР МВД по Коми.

Как выяснилось в ходе дальнейшей оперативной работы, из Таджикистана "скифы" организовали поставку наркотиков в нашу республику. Там Евгений К. и Михаил А. и планировали провести время, чтобы избежать наказания за совершенное преступление. Однако скрываться им удалось всего около семи месяцев после убийства А.Писаренко.

За подозреваемыми в Таджикистан выезжали и доставляли их в Сыктывкар начальник отдела розыска Андреев Мареев и старший оперуполномоченный Сергей Бодряков.

Галина не говорила утвердительно, кто из двоих подозреваемых стрелял в Писаря и в нее, поскольку в момент стрельбы она оказалась спиной к злоумышленникам. Но тот факт, что стреляли они, она подтвердила.

Евгений К. убеждал следствие, что стрелял он. Сначала из одного пистолета, а потом  -  из другого. По его утверждению, в девушку попали случайно.    

Михаил А. свою причастность к стрельбе отрицал. Однако проведенный следственный эксперимент позволил сделать вывод, что они стреляли одновременно. Первый – в Писаренко, второй – в Галину, чтобы убрать ее как ненужного свидетеля.

Суд признал Михаила А. в покушении на убийство, а Евгений К. – в покушении и в убийстве А. Писаренко. Также оба "скифа" были признаны виновными в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия.

Михаил А. получил 12 лет, а Евгений К. – 16  лет лишения свободы. Осужденные не согласились с приговором и подали кассационную жалобу в Верховный суд России.

Высшая судебная инстанция вынесла определение о направлении уголовного дела на новое расследование, по окончании которого дело из республиканской прокуратуры было вновь направлено в Верховный суд Республики Коми.

Следствие и суд пришли к выводу, что Михаил А. не стрелял и вообще не держал в руках пистолет. В итоге его приговорили к одному году и 11 месяцам лишения свободы.

Евгений К. получил 15 лет строгого режима. Также суд назначил ему  выплатить компенсацию в размере 70 тысяч рублей Галине и 50 тысяч – матери убитого А. Писаренко.

Через месяц после убийства Писаренко у сыктывкарского ночного клуба "Даймон" известный в то время спортсмен-культурист Максим А. нанес смертельный удар "скифу" Маслову. Были еще другие кровавые разборки между представителями группировок. Одному из "скифов" отрезали ухо. Позже группировка "Скифы" распалась вовсе.