Правам потребителей при оказании платных образовательных услуг посвятили прямую линию в Сыктывкарском филиале Республиканской общественной приемной главы Республики Коми.
Как рассказал главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Коми Евгений Кузьмин, с начала года к ним поступило только две жалобы в этой сфере. Обе касались деятельности вузов.
В одном случае был отзыв аккредитации на обучение по определенному курсу. Это насторожило студента, который заплатил деньги в расчете на получение диплома об окончании учебного заведения. Однако проблему удалось решить, вуз получил лицензию на продолжение обучения.
В другом вузе студент требовал возвратить деньги, заплаченные авансом за полный год обучения. Как выяснилось, он сам два месяца не посещал занятия, а потом обратился с требованием вернуть средства, потраченные на не оказанные образовательные услуги. Деньги ему вернули с момента написания заявления, то есть за вычетом двух первых месяцев.
На сегодняшнюю прямую линию также поступило два вопроса. Оба касались изучения английского языка.
Первая позвонившая женщина спросила, имеет ли она право потребовать у репетитора договор об оказании услуг. На эту ее просьбу, по словам сыктывкарки, преподаватель замялась.
"Если есть лицензия, значит, все законно. И вы обязаны заключить договор. Вероятно, здесь вопрос ухода от налогов", - заметил Е.Кузьмин.
Другая позвонившая поинтересовалась, могут ли они вернуть деньги за уроки, которые ее внучка не посещала. Специалист уточнил, идет ли речь о групповых занятиях. Если так, то учреждение не обязано возвращать средства или проводить персональные занятия для пропустивших их ранее.
В 2017 году Роспотребнадзор выявил 125 нарушений в сфере оказания платных образовательных услуг. В основном они касались неправильно составленных договоров, недостаточного информирования клиентов. Е.Кузьмин сделал вывод, что поставщики образовательных услуг стали внимательнее относиться к своим правам и обязанностям.
В прошлом году встречались жалобы на частные детские сады. Бывало, что родители протестуют против повышения стоимости услуг в течение года. Е.Кузьмин заметил, что это законом не регламентируется и нарушением не является.
Если поставщик услуг понимает, что он не прав, то вопрос обычно решают, не дожидаясь проверок и судебных тяжб. Иначе придется платить и штрафы, и судебные издержки.