"Комиинформ" продолжает совместный с МВД по Коми проект, посвященный 100-летию уголовного розыска в России.
В истории нашей страны был непростой, можно сказать, даже суровый период, который получил название "лихие 90-е". Это переломное для многих время уходит все дальше и дальше. Кому-то он запомнился экономическим кризисом, распространением наркомании и алкоголизма. Другим – внедрением западной массовой культуры с культом денег, силы и секса. Отсутствие жизненных перспектив, задержки заработной платы и пенсий, безработица – все это влияло на уровень преступности в постсоветской России. В это непростое время к борьбе с разгулявшейся преступностью приступил Андрей Ушаков, который 12 лет прослужил в уголовном розыске ОМВД России по Княжпогостскому району.
Кладезь участкового
Андрей Ушаков родился и вырос в Княжпогостском районе Республики Коми. Его мама и папа – педагоги. Поэтому после школы он пошел по стопам родителей и поступил в педагогический институт, который окончил в 1995 году по специальности преподаватель математики и физики.
Возможно, Андрей, продолжив учительскую династию, стал бы отличным педагогом, но судьба распорядилась иначе. Он стал сыщиком, и не просто сыщиком, а спецом из тех, которые без страха и упрека...
Собеседование с новобранцем проводил сам начальник районного одела милиции Леонид Ефимович Яганов. Он сразу взял Ушакова на должность участкового. Для него эта работа стала своеобразной школой. Он многому научился, ведь участвовал в раскрытии всех преступлений, которые совершались на его участке.
Участок Ушакову достался непростой. Среди жителей данный район назывался Лесокомбинат. Там находились и колония-поселение, и исправительное учреждение закрытого типа. В течение двух лет молодой сотрудник постигал азы работы с населением. Ведь активные местные жители – кладезь для участкового. Умение разговаривать с людьми, неравнодушие к проблемам граждан пригодились Ушакову в дальнейшей службе.
В 1997 году ему предложили перейти в уголовный розыск, и Ушаков, не раздумывая, согласился. Это было непростое время. Лихие 90-е. Тяжкие и особо тяжкие преступления – убийства, причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть, – регистрировались каждую неделю.
В те годы в районе размещалось порядка 30 исправительных учреждений. Это, по словам майора в отставке, сильно влияло на криминогенную обстановку: "В районе стали оседать граждане, освободившиеся из заключения. Это происходило из-за того, что раньше отбывшим свой срок осужденным выдавали билеты для проезда к месту жительства, а потом стали выдавать деньги, чтобы они сами приобретали билеты. Но многие тратили средства на другие цели и оставались".
Циничные и дерзкие
Как и сейчас, в 90-е годы чаще всего в милицейских сводках регистрировались кражи. Предметом хищений была дорогостоящая, новомодная и очень дефицитная видеоаппаратура. В те времена приобретение видеомагнитофона могло сравниться даже с покупкой не телевизора, а машины.
Нередко кражи совершали наркоманы, которые за "фитюльку" героина сбывали краденое подешевке. Были даже группировки. Выслеживали семьи, купившие чудо-технику. Изучали их распорядок дня, следили за всеми передвижениями, а после, уличив удобный момент, шли на дело. Бывало, что в квартиру они проникали, спускаясь с крыш по веревкам.
– Помню, была кража необычная. Следов взлома не было, а из квартиры пропала не только видеоаппаратура, но и довольно много золотых украшений. Семья была довольно состоятельная, – вспоминает опер. – Мы, конечно, стали отрабатывать самые разные версии, в том числе проверяли детей.
Однако причастность членов семейства не подтвердилась. Тогда оперативники стали проверять версию о том, что похитители могли каким-то образом завладеть ключами. Поскольку сын потерпевших учился в школе, милиционеры стали работать именно в учебном заведении. Выяснилось, что личные вещи учеников остаются без присмотра только во время урока физкультуры в раздевалке.
Оперативники посмотрели, кто из одноклассников сына потерпевших без уважительной причины прогуливал уроки физкультуры накануне преступления. Нашли пацаненка. Он не сразу, но сознался, что его попросили забрать ключи другие ребята. Их тоже нашли. Школьники признались, что часть краденого они спрятали за ж/д вокзалом. Золото, а это порядка 12 изделий, сбыли. Впоследствии сыщики нашли и изъяли почти все похищенные украшения.
Запомнилось оперу еще одно преступление, связанное с хищением имущества, совершенное подростками. Это был грабеж, к которому четверо старшеклассников подготовились весьма основательно. Они использовали маски, с целью конспирации переодевались в чужую одежду, заранее побеспокоились о своем алиби.
Это было в 1998-1999 годах. В дежурную часть районного отдела милиции поступило заявление о том, что неизвестные ворвались в квартиру, заперли мальчика в туалете, после чего похитили имущество – аппаратуру, золото и деньги. Сотрудники уголовного розыска поговорили с потерпевшим и узнали, что он сам открыл дверь четырем налетчикам. В квартиру они пришли под предлогом того, что принесли школьный дневник. Позднее установили, что двое из них учились в его школе.
– Стали проверять школьников. Появился круг подозреваемых. Мы были сильно удивлены, когда узнали, что нашим налетчикам помогали другие ребята. На мой взгляд, у тех подростков было ложное чувство товарищества, – считает майор в отставке. – Например, мы установили, что один школьник, подозреваемый в грабеже, не приходил на учебу в такой-то день. Между тем, в школьном журнале стояла отметка, что он присутствовал. Значит, кто-то из одноклассников обеспечил ему алиби. Другие ребята давали нашим подозреваемым свою верхнюю одежду. Так они конспирировались…
Удивительно было то, что ранее в поле зрения правоохранителей данные подростки не попадали. Между тем, поначалу при общении с сотрудниками милиции они вели себя весьма уверенно, мол, доказывайте. Когда оперативники собрали достаточное количество доказательств и улик, налетчики сами пришли в милицию к следователю и написали явки с повинной.
По словам А.Ушакова, в те годы самые циничные и дерзкие преступления совершали именно подростки. Возможно, на поведение молодежи влияла хлынувшая культура Запада.
Есть контакт
Яркая западная культура показывала советской молодежи, что их сверстники живут совсем по-другому. У них беспечное и легковесное отношение к жизни. Они стремятся превратить ее в сплошную цепь удовольствий и развлечений, пренебрегая трудом и игнорируя общественные интересы. Советские подростки быстро усвоили это и стали подражать новым американским героям. Все это неизбежно привело к росту тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных как самими детьми, так и в отношении несовершеннолетних.
Такая тенденция наблюдалась и в Княжпогостском районе республики. В местечке Ачим было обнаружено тело девочки. Оперативники установили, что преступление совершили двое подростков 13 и 15 лет. Причем 15-летний, когда была установлена его причастность к убийству, находился в СИЗО Сосногорска за совершение другого преступления.
– Я лично ездил за ним в Сосногорск, чтобы этапировать в Княжпогостский район. Всю дорогу он молчал, даже головы не поднимал. Я думал, что он не заговорит. Но оказалось совсем иначе. Когда паренек зашел в кабинет и увидел следователя, расплакался. Видимо, понял, что избежать наказания за совершенное не удастся. Он признался в убийстве. Позже парень рассказал, что ему стало легче. С его слов, до признания убитая девочка снилась ему каждый день.
Оказалось, что мальчики вместе с девочкой совершали различные преступления – кражи, поджоги. В какой-то момент, с его слов, она стала требовать деньги, угрожая рассказать о совершенных ими преступлениях.
Подростки предложили девочке договориться и позвали в старое заброшенное здание коровника. Ничего не подозревая, она пришла. Подростки прихватили с собой весомый аргумент – топор. Они несколько раз ударили ее обухом топора по голове, после чего закопали тело в снегу.
О жестокости и безнравственности свидетельствует и другое преступление, совершенное несовершеннолетними. Двое подростков убили мужчину, с которым вместе распивали спиртное. Причина агрессии – алкоголь. Им показалось, что мужчина налил себе больше, чем им. За это они размозжили ему голову кирпичами, а затем скинули тело в реку.
– К сожалению, подросткам есть у кого учиться. Ведь в районе проживает немало бывших осужденных, в том числе за зверские убийства, – говорит А.Ушаков. – Мне пришлось раскрывать убийство женщины в Чиньяворыке, которой раздробили голову.
Жестокое убийство совершил расконвоированный заключенный. В тюрьму он попал на 14 лет за убийство жены. Преступление было совершено на почве ревности. Он узнал, что супруга изменяла ему с соседом. Месть была ужасной. Он нанес женщине несколько ножевых ранений, а потом отрезал голову. После расправы пригласил в гости соседа и предложил распить спиртное. Выпили, закусили. Через некоторое время он достал из холодильника вместо закуски… голову жены.
После 14 лет отсидки его перевели в колонию-поселение и расконвоировали. Он стал сожительствовать с одной женщиной. Все было хорошо до того, пока он не заподозрил ее в измене. С новой жертвой убийца расправился не менее жестоко – раздробил ей голову молотком печника.
– Я заметил такую особенность: люди, которые уже побывали за "колючкой", быстрее идут на контакт с оперативником, – считает сыщик. – Те, кто совершил преступление впервые, более упертые. Помню, долго не сознавался в убийстве своей племянницы житель Сыктывкара…
Гори все огнем
В лесном массиве недалеко от села Серегово был обнаружен сильно обгоревший труп. Его нашел грибник. Мужчина увидел дым, пошел посмотреть, что горит. Когда подошел к костру ужаснулся: на земле лежало обгоревшее тело. Очевидец вызвал милицию.
Оперативникам удалось установить свидетелей, которые видели и описали выезжавшую из лесного массива легковую машину серого цвета, но ни номера, ни марки автомобиля они сообщить не смогли. Прибывший на место происшествия в составе оперативно-следственной группы эксперт сделал гипсовые слепки оставшихся на месте преступления следов от покрышек автомашины преступника. Было установлено, что на задних и передних колесах авто было два вида разных покрышек. Оперативники начались поиски транспортного средства. Также было установлено, что потерпевшей была женщина.
Раскрытие преступления усложнял тот факт, что долгое время – около месяца – не удавалось установить личность потерпевшей. Поскольку тело сильно обгорело, невозможно было определить ни возраст, ни приметы погибшей, был установлен только примерный рост, серьги и несколько лоскутов ткани одежды жертвы.
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда в районный отдел милиции пришла ориентировка из Сыктывкара о розыске пропавшей девушки, которая училась в Сыктывкаре. Последний раз ее видели в поселке Максаковка у родной тети, к которой девушка приезжала погостить. Среди личных вещей у нее были ювелирные украшения (серьги).
Приехавшие на опознание родственники разыскиваемой девушки, опознали потерпевшую по ювелирным украшениям и остаткам одежды. Огонь не смог уничтожить ткань, которая была прижата к земле.
Княжпогостских оперативников смутило и насторожило одно обстоятельство. Они обратили внимание на машину, на которой приезжала тетя убитой девушки. По описанию она полностью подходила под разыскиваемую.
Сыщики стали работать в этом направлении. Под подозрение попал муж тети. Однако у него было алиби. Он сообщил, что был у любовницы. 19-летняя пассия подозреваемого подтвердила его показания.
Несмотря на это оперативники находили все больше доказательств причастности мужчины к убийству родственницы. Понимая, что сыщики идут по его следу, он стал избавляться от улик, которые моги его изобличить. Сжег свою машину Фольксваген Пассат серого цвета, а приехавшим пожарным сказал, что произошло замыкание проводки автомобиля.
– На самом деле, как было установлено позже, он облил ее 30 литрами бензина и поджог, ведь на переднем пассажирском кресле остался след от крови погибшей девушки. Машина сгорела практически полностью, – рассказывает майор в отставке. – Но нашим экспертам удалось изъять следы покрышек колес, несгоревшие остатки которых были прижаты к земле дисками. К сожалению, слепки не совпали с теми, что были обнаружены в лесу. Но мы поняли, что убийца сменил покрышки. Эта версия подтвердилась. Оказалось, что злоумышленник просил своего работника заменить покрышки, а старые уничтожить. Подчиненный выполнил поручение, но выбрасывать хорошую резину не стал, отвез в свой гараж. Там мы их и нашли.
Когда оперативники собрали доказательства причастности мужа тети к убийству. Его арестовали. Зайдя в кабинет оперативников, он увидел старые покрышки от своей машины. Понял, что отпираться смысла нет, но и правду говорить не хотел. Сначала сказал, что вез родственницу на машине, что она случайно выпала на крутом повороте. Он испугался, поэтому и сжег тело.
Но сыщики не верили ему. Оперативники полагали, что муж тети изнасиловал девушку, а потом убил. Вскоре, узнав, в чем подозревается мужчина, изменила показания и его любовница, которая первоначально обеспечила ему алиби.
Когда подозреваемому были представлены собранные улики, он дал признательные показания. Оказалось, причиной расправы послужил шантаж. С его слов, когда он вез племянницу в город, между ними произошел добровольный половой акт, после чего девушка стала требовать деньги, угрожая рассказать об этом своей тете.
Испугавшись разоблачения, он накинул на шею жертвы ремень безопасности и задушил. Потом на машине провез тело через три района – Сыктывдинский, Усть-Вымский и Княжпогостский. Привез в лесной массив, облил тело 50-ю литрами бензина и поджог. Надеялся, что труп сгорит дотла.
– Это циничный, жестокий и безнравственный человек, – считает А.Ушаков. – Совершив убийство, он привозил свою убитую горем жену на опознание племянницы, с которой сам же и расправился. Забирал труп из морга в г.Емва и участвовал в похоронах. Когда его арестовали, он был очень напуган, просил, чтобы к нему относились снисходительно, боялся, что с ним расправятся в камере.
Однако, когда начался суд, убийца стал вести себя совсем иначе. Говорил, что оперативники выбивали из него показания.
– Якобы во время проведения проверки показаний на месте я привязал его к дереву и стрелял в него, чтобы он сознался, – с улыбкой вспоминает оперативник. – Это, конечно, из области фантастики, ведь все следственные действия на местах проверки показаний снимались на видеокамеру в присутствии понятых, где он подробно рассказывал и показывал, как расправлялся с потерпевшей. Все попытки очернить сотрудников, чтобы избежать наказания, не увенчались успехом. Он был приговорен к 13 годам заключения.
Оставаться человеком
Андрей Ушаков прослужил в уголовном розыске 12 лет. За годы службы ему приходилось сталкиваться с самыми разными преступлениями и преступниками. Людское горе, кровь, ложь, угрозы, засады – все это было. Но выдержка и самообладание, а также огромное желание помогать людям, восстанавливать справедливость помогали оперативнику справляться с трудностями службы, оставаться человеком.
– Бывали такие моменты, которые задевали. Иногда я испытывал к подозреваемому чувство жалости и сострадания, – поделился А. Ушаков. – Вот ситуация: пожилой мужчина застрелил своего сына. Стали разбираться, оказалось, что погибший периодически избивал старика и отбирал всю пенсию.
Старик терпел, долго терпел. Пытался вразумить отпрыска. Обращался за помощью в милицию, писал заявления участковому, но потом забирал их и просил прекратить проверку. Участковый проводил беседы, уговаривал. Это действовало на какое-то время, но затем все снова повторялось. Так продолжалось несколько лет. Однажды, старик не выдержал, получив пенсию, он подготовился к встрече сына. Взял ружье, и когда тот пришел в очередной раз, выстрелил ему прямо в голову. После самосуда он не скрывался, не отпирался. А.Ушакову чисто по-человечески было его жаль: "Я понимал, что его довели до крайности".
Но были и другие, так называемые рецидивисты, которых тюрьма не пугает. В селе Шошка жили бабушка с дедушкой А.Ушакова. Летние каникулы он проводил там. По соседству проживал ранее судимый мужчина. Тело в наколках, грубый, неприятный, даже страшный человек. Считал себя местным "авторитетом".
– С ним никто старался не связываться. Круг его знакомых был довольно мал – несколько ранее судимых, а также расконвоированные осужденные, работавшие на реке Вымь караванщиками, – вспоминает майор в отставке. – Когда я стал сотрудником милиции, трижды отправлял его в места заключения.
Первый раз – за кражу. В селе загорелся жилой дом, по соседству с которым жили родственники А.Ушакова и "местный авторитет". В случае пожара все жители собираются и сообща тушат горящее строение, ведь есть опасность, что огонь может перекинуться на сарай, баню, а потом и на другой дом.
При тушении пожара все спасенное из горящего дома имущество селяне заносили в сарай. Там же находилась туша зарезанного накануне поросенка. К счастью, пожар удалось потушить. Но на следующее утро погорельцы обнаружили, что из сарая пропала туша поросенка. К хищению оказался причастен "авторитет", который через знакомого продавал похищенное мясо местным жителям. Когда сотрудники милиции его задерживали, он пригрозил расправиться с А.Ушаковым.
После освобождения он совершил более тяжкие преступления в Емве – незаконно удерживал девушку, а еще незаконно переделал пневматическую винтовку под малокалиберную винтовку, то есть сделал нарезное оружие.
– Помню, он сидит у нас в кабинете после задержания, смотрит на меня и говорит: "Выйду, тебя первым застрелю. Потом следователя, а затем – адвоката", – вспоминает А.Ушаков. – Всякое бывало.
Работы, по словам оперативника, было столько, что она поглощала. Выезжает опергруппа на убийство в один отдаленный населенный пункт, а в дежурку приходит новое сообщение о тяжком преступлении, совершенном в другом конце района за сотни километров. Порой по приезду с одного преступления сыщикам сразу приходилось выезжать на другое. Дома они могут не появляться по несколько суток.
– Но эта работа приносила удовлетворение, – признался Андрей Федерович. – Единственным, но самым большим минусом службы лично для меня было то, что я очень мало времени уделял своей семье. На мой взгляд, сохранить семью – это самое сложное для сотрудника уголовного розыска. Я отдаю должное женам оперативников, которые понимают особенности службы, когда в любой момент мужа могут вызвать, и он уйдет неизвестно на сколько. Не каждая женщина способна принять такие условия.