Переход жителей домов на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов не может иметь обратной силы, поэтому в случае добровольного желания собственников исключить из этого процесса управляющие компании следует сначала все взвесить, прежде чем принимать такое решение.
Об этом рассказала практикующий юрист из Москвы – член экспертного совета комитета по энергетике Госдумы Елена Шерешевец. Сегодня в Сыктывкаре она в очередной раз проводит обучение, которое организовано республиканским учебным центром в сфере жилищно-коммунального комплекса и строительства при МинЖКХ.
Одна из ключевых тем семинара в рамках ее нынешнего приезда в Коми – это переход на прямые договоры для руководителей УК и ТСЖ, съехавшихся из разных муниципалитетов, а также для чиновников на местах, слушающих ее по видеоконференцсвязи.
Вначале лектор напомнила разницу между прямыми договорами и прямыми платежами. Последние с третьего апреля этого года отменены и остаются в силе только в тех домах, которые ранее этой даты стали применять данную схему.
"Переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями жильцы домов могут осуществить добровольно, если проголосуют простым большинством на общем собрании собственников. Однако если через какое-то время, опробовав этот формат, владельцы жилья передумают – вернуться к прежней схеме будет невозможно", - отметила эксперт.
Она сослалась на первого замруководителя Минстроя России Андрея Чибиса, который обозначил установку на переход всей страны в обозримом будущем на прямые договоры.
Выступающая уточнила, что в случае принятия хозяевами "квадратных метров" решения о переходе на прямые договоры, уклониться от их заключения поставщики коммунальных ресурсов права не имеют. Максимум, что им разрешено, - это отсрочить вступление в такие отношения на три месяца (уведомить о переносе они должны собственников жилья в течение пяти рабочих дней в письменном виде).
"И все-таки варианты возвращения к прежней схеме в нашей стране уже апробированы. Жильцы в ряде регионов проводят общее собрание, на котором голосуют за отмену решения предыдущего общего собрания. Второй путь – заключение договора с новой управляющей компанией с формулировкой "без сохранения прямых договоров с РСО"", - рассказала юрист.
Помимо добровольного существует и принудительный повод перевода жилфонда на прямые договоры – если у компании, управляющей домом, накопились перед РСО долги за два месяца.
Что касается новостроек, практика показывает, что далеко не всегда новоселы оперативно собираются на общее собрание для выбора УК или создания ТСЖ. По словам лектора, без какой бы то ни было структуры новый дом может оставаться до 40 дней после его ввода в эксплуатацию – с учетом норм Жилищного кодекса РФ.
Если жильцы так и не решат вопрос, за них это вправе сделать администрация муниципалитета, организовав открытый конкурс по выбору УК. Однако проблема может затянуться на полгода и более – если не найдется желающих (такие случаи возможны, но происходят на деле редко, поскольку новостройки привлекательны для всех УК).
"Так или иначе, поставщики коммунальных ресурсов должны заключить прямые договоры с жильцами на период, пока в новостройке не появится ТСЖ или УК", - пояснила Елене Шерешевец, добавив, что представителям РСО такие ситуации не нравятся, так как они предпочитают иметь правовые отношения с УК или ТСЖ, нежели с собственниками жилья.
Еще один нюанс новой системы касается домов с ИТП (индивидуальными тепловыми пунктами), в которых подогревается поступающая в дом холодная вода для ее подачи в горячем виде в квартиры. В таком жилфонде заключение прямых договоров в части оплаты горячей воды невозможно.
Семинар продлится до конца текущего дня, после чего все его участники получат документ, свидетельствующий о прохождении повышения квалификации от учебного центра при МинЖКХ Коми.