Российские археологи отмечают сегодня свой профессиональный праздник. Ученые Института языка, литературы и истории Коми НЦ сами сделали себе подарок.
Как сообщили в институте, в августе экспедиция под руководством ведущего научного сотрудника отдела археологии А. Мурыгина завершила раскопки поселения Югорская сопка, датирующегося V - VII вв. н. э.. В состав отряда входили сотрудники Историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника "Пустозерск" и Ненецкого краеведческого музея, а также участники волонтёрского лагеря "Пустозерск 2018".
Археологические исследования подтвердили выводы, сделанные по итогам работ 2015 и 2016 гг. В раскопе 2018 г., как и ранее, были стратиграфически представлены три погребенных почвенных горизонта, перекрытых навеянными песками. Культурные остатки сосредоточивались в нижнем погребенном почвенном горизонте. Он был окрашен в серый, черный и коричневый цвет, насыщен продуктами горения, разложившейся органикой. Находки – фрагменты глиняной посуды, предмет культового назначения, обломки железных и бронзовых изделий, шлаки, сырые и кальцинированные кости животных, кремень (свыше 300 предметов). В ходе работ отобраны пробы на радиоуглеродный и споро-пыльцевой анализы, на изотопный анализ стронция.
На поселении была развита местная металлургия и металлообработка. Керамический комплекс памятника резко отличается от глиняной посуды других известных памятников тундровой зоны. Он имеет сходство с нижнеобско-ямальским (угорским или самодийским по этнокультурной принадлежности) кругом археологических культур. Есть основания говорить о непосредственном участии населения западносибирского культурного ареала в формировании культуры коллективов Печорского Заполярья в результате его прямого проникновения далеко на запад Большеземельской тундры.
Вероятно, что керамический комплекс поселения Югорская сопка впервые фиксирует появление в европейских тундрах новой культурной традиции или культурного типа, которые можно рассматривать в качестве отправной точки в изменениях, выразившихся позднее в формировании локальной (новоборской) группы населения, жизненный уклад которого был адаптирован к обитанию в облесенной долине Заполярной Печоры.
Этот памятник археологического наследия является на настоящее время уникальным явлением в средневековой археологии Заполярных областей северо-востока Европы как по составу вещевого инвентаря, так и по возможностям его интерпретации. Его материалы позволят более точно и глубоко осветить целый ряд актуальных вопросов - происхождение и этнокультурную принадлежность населения Печорского Заполярья, особенности его материальной и духовной культуры, детали взаимодействия финно-угорских и самодийских коллективов на севере Евразии.