Доктор психологических наук Светлана Колосова считает, что в ситуации с девочкой, на которую напал неадекватный сыктывкарец, положительную роль сыграло воспитание в семье. Информация о происшествии, когда 1 августа на 12-летнюю девочку напал психически нездоровый мужчина, вызвала резонанс в обществе. "Комиинформ" спросил у специалиста о том, как нужно вести себя детям в ситуациях, когда сталкиваются с агрессией на улице, и что должны помнить родители.
С.Колосова отметила два необходимых условия, чтобы ребенок смог обезопасить себя, когда ему угрожает опасность на улице от взрослого человека.
"Во-первых, надо обратить внимание на поведение девочки в этой ситуации. Родители правильно сформировали понимание ребенка, что главный помощник в этой ситуации — это сам ребенок. Девочка не спасовала, не растерялась и, даже переживая стресс, сделала все, чтобы убежать от агрессивного человека", - отметила С.Колосова.
По мнению собеседника, правильное воспитание в семье подтверждается еще и тем, что ребенок в случае беды сразу побежал за помощью к родителям.
"Во-вторых, взрослым надо понимать, что если раньше Сыктывкар был провинциальным городом с небольшим "потоком приезжих", то сегодня ситуация иная. Когда все или "двое из трех" людей на улице знакомы, это порождает какие-то обязательства и контроль по отношению друг к другу. Сейчас в Сыктывкаре много приезжих и проезжающих мимо людей, поэтому правила поведения "провинции советского типа" уже не работают", - рассказала специалист.
Светлана Колосова рекомендует родителям придерживаться правила, когда самостоятельные прогулки детей 9-12 лет должны проходить в хорошо знакомой местности, и идеально, если у ребенка будут хорошо знакомые друзья. В любом случае, ребенок должен находиться в зоне контроля родителей или людей, которые могли бы помочь в какой-то экстренной ситуации.
Кроме того, родители должны понимать, что ребенка надо научить ориентироваться в любых ситуациях, принимать самостоятельные решения и выстраивать планы поведения.
"Ребенок должен быть наблюдательным и обо всех опасностях узнавать от родителей. Например, взрослые должны объяснить детям о поведении в разных ситуациях. К примеру, если говорить о безопасности на воде, можно даже просто нарисовать ребенку ямы на дне водоема, показать, что мелководье может резко перейти в глубокую и непреодолимую яму", - отметила собеседница.
По мнению психолога, такие же подробные беседы применимы и к социальным отношениям.
"В семилетнем возрасте ребенок начинает делить людей на "своих" и "чужих". Для первой категории характерны доверительные отношения, для второй — поведение совершенно другое. И уже в таком возрасте ребенок должен четко разграничивать "чужих" и "своих", а также уметь общаться в таких ситуациях", - подчеркнула С.Колосова.
Доктор психологических наук считает, что во многом ситуация зависит от родителей, которые должны рассказать детям, что можно, а что нельзя. Всю полезную для ребенка информацию надо закреплять постоянно и на практике, вплоть до дежурных вопросов. У ребенка можно интересоваться, как и куда удобно пройти, к кому на улице лучше обращаться за помощью или с просьбой, к кому — не стоит.
"Не надо ребенка пугать, надо его научить быть внимательным. Во время совместных прогулок можно заострять внимание ребенка на каких-то объектах и задавать вопросы. Знание номера дома, ориентация в пространстве и четкие правила действий в разных ситуациях могут выручить его в будущем", - считает собеседница "Комиинформа".
Конечно, нельзя сказать, что это защитит в ста процентах, но на улице ребенок лучше защищен, если место прогулки и окружение людей ему знакомы. Двор, школьный двор.
"Все возможные ситуации надо обговаривать с детьми, чтобы они смогли понять происходящее, ориентироваться и выбирать правильные решения в сложившихся ситуациях", - подытожила психолог.