Новости Республики Коми | Комиинформ

В столице Коми откроется выставка скульптора, чьи работы известны каждому сыктывкарцу

В столице Коми откроется выставка скульптора, чьи работы известны каждому сыктывкарцу
В столице Коми откроется выставка скульптора, чьи работы известны каждому сыктывкарцу
logo

17 июля в Национальной галерее Республики Коми откроется выставка, посвященная 90-летию со дня рождения скульптора Юрия Борисова. 15 июля скульптору исполнилось бы 90 лет, сообщили "Комиинформу" в Национальной галерее РК.

В одном из залов Национальной галереи Республики Коми откроется экспозиция, на которой будут представлены произведения художника, а также редкие фотографии, переданные вдовой Анной Борисовой.

Национальная галерея является обладательницей наиболее полной коллекции творчества Юрия Борисова. Уникальность собрания заключается не только в количестве произведений и хронологической полноте, но главным образом – в широте жанрового и тематического диапазона скульптора, разнообразии материалов.

Скульптор приехал в Коми АССР в 1953 году после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (1951). С другом и коллегой В.Н. Мамченко стали зачинателями профессионального искусства скульптуры в Коми Республике. Именно эти два художника сумели утвердить высокий престиж скульптуры в Сыктывкаре, что обеспечило возможность полнокровного существования монументальной и станковой пластики.

Первые их совместные монументальные работы середины 1960-х годов – в духе укоренившихся стандартов: "Пионер", "Пионерка" возле Дворца пионеров, "Шахтер", "Лесоруб" у республиканского художественного музея, фигуры спортсменов возле Дома физкультурника на городском стадионе. Сотворчество этих двух современников продолжалось до кончины Ю. Борисова в 1977 году.

Художник пробовал свои силы в самых разных материалах – гипс, дерево, эпоксидная смола, гранит. Борисов первым из коми скульпторов активно обратился к такому скульптурному материалу как металл ("В.В. Поляков", "Строительница", "Художник М.П. Безносов", "Внуки". 1977). Технологически разнообразно использовал его возможности: метод контактной сварки, впервые освоенный художником в монументальных формах ("Фигура бумажника", "Барельеф на здании Дворца культуры бумажников"), чеканка ("Коми охотник").

Творчество Борисова 1950-х – начала1960-х годов отмечено тяготением к жанру исторического портрета ("Домна Каликова", "Николай Оплеснин", "Охотник В. Попов", В. Савин, А.А. Чернов, С.М. Черепанов). Борисову интересны люди творческие, родственные по духу, близкие по мироощущению ("Скрипач А.Ю. Дреслер", "Художница Е.Ф. Ермолина"; "Хирург К.Н. Кляузов"). Композиционная скульптура Борисова тематически является отражением жизни Коми Республики ("Портрет бригады литейщиков", "Газовики Вуктыла"). Впервые в истории коми пластики он стал вводить детали окружения непосредственно в скульптурную композицию ("Художник Р.Н. Ермолин", "Композитор П.И. Чисталев").

На протяжении всего своего творческого пути Борисов вел поиск новых изобразительных возможностей. В станковой скульптуре, исполненной в граните, художник мыслит категориями конструктивно-пластическими. Его выразительный эстетически и наполненный чувствами образ "Зарни Ань" ("Золотая мать". 1969. Гранит) – исключительное явление в коми скульптуре. Творчество мастера известно и монументальными композициями, которым присущи черты крепкой реалистической школы.

Юрий Борисов – Лауреат Государственной премии Коми АССР 1969-1970 гг. за лучшие произведения литературы и искусства: "Зарни ань" ("Золотая мать"), "Подружки", "Портрет полярного исследователя В.А. Русанова". В составе авторского коллектива он получил звание Лауреата Государственной премии Коми АССР за создание в г. Сыктывкаре монумента "Вечной славы воинам-сыктывкарцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.".

Скульптор умер 16 ноября 1977 года в п. Ефимовская Тихвинского района Ленинградской области.

  Ключевые слова: выставка, музей, скульптор