Новости Республики Коми | Комиинформ

К 100-летию Уголовного розыска: "Не стреляйте в белых лебедей"

К 100-летию Уголовного розыска: "Не стреляйте в белых лебедей"
К 100-летию Уголовного розыска: "Не стреляйте в белых лебедей"
logo

"Комиинформ"продолжает совместный с МВД по Коми проект, посвященный 100-летию уголовного розыска в России.

На счету у любого опера кроме обыденных краж и грабежей есть одно уникальное преступление, расследование которого запомнилось на всю жизнь. Раскрытию предшествовала целая череда знаковых и символичных событий, сложившихся в итоге в картину, за которой стоит судьба человека. Заместитель начальника полиции МВД по Республике Коми по оперативной работе Владимир Конарев прошел долгий служебный путь, начав с должности участкового уполномоченного, но убийство в деревне Пасвомын Корткеросского района помнит до сих пор.

С юга на север

Владимир Конарев родом из Краснодарского края. После службы в армии вернулся в родные края, где полгода проработал водителем в колхозе.  Потом по направлению районного отдела ОВД поступил в Бакинскую школу милиции имени Рзаева, а по ее окончании по распределению попал в Коми АССР.

Недолгий разговор в кадрах МВД – и вот В.Конарев назначен участковым уполномоченным милиции в Корткерос. Здесь В.Конарев дослужился до должности начальника отдела криминальной милиции УВД по Корткеросскому району, а в 2004 году стал заместителем начальника УУР МВД по Коми, где курировал имущественный блок преступлений. 

Очередной виток в карьере наметился после перевода милиции в полицию. С 2008 по 2011 годы В.Конарев возглавлял управление уголовного розыска, а после был назначен заместителем начальника полиции МВД по Республике Коми по оперативной работе.

Держать слово

В служебной копилке молодого участкового, а после и оперативника множество раскрытых преступлений. А за годы службы пришло понимание своего уникального метода работы. Кто-то методично записывает все детали преступлений в блокнот, кто-то берет жуликов нахрапом. В.Конарев считает, что главное здесь – убеждение и обещание держать слово.

- При раскрытии преступлений, если нет доказательственной базы, следов или других микрообъектов, что-то получить от человека можно все-таки методом убеждения. Надо попробовать и разговорить. Не хвалюсь, но у меня получалось. Сколько бы я ни работал, в 90% случаев человека можно разговорить, - рассуждает В.Конарев. - Опять же, если пообещал что-то, надо сдерживать слово. К примеру, дал слово подозреваемому в тяжком преступлении, что он будет на подписке. И человек рассказывал, выдавал вещдоки, похищенное. Я потом ходатайствовал перед прокурорами, перед судьями об избрании именно такой меры пресечения. Но не обещал никогда, что человек будет на подписке и ему не дадут лишение свободы. Говорил, суд оценит, что заслужил, то и получишь. Никогда не обманывал людей.

За краюшку хлеба и за дозу

- Надо стараться понять человека, - продолжает В.Конарев, - что толкнуло его на преступление. Это либо пьянство, либо корысть, либо нужда. Важно быть психологом, понять своего конкурента: я – правоохранитель, он – подозреваемый. Бывает, что люди идут на преступление ради выпивки, а бывают случаи, что воруют ради того, чтобы купить хлеб. На деле оказывается у него детвора семеро по лавкам, их кормить надо. Таким я старался даже помочь.

Вообще, по мнению бывалого оперативника, структура наших преступлений с годами меняется. Если в лихие 90-е с женщин шапки норковые срывали, снимали с советских машин дворники, колпаки, колеса, то в век техники предметами хищения стали пейджеры, сотовые телефоны. Когда же начали принимать цветмет в ход пошли провода, позже – аккумуляторы. Сейчас люди зачастую преступают закон ради наркотиков либо спиртного.  

Угнать за 30 секунд

Первое раскрытое дело В.Конарев не запомнил. Но по службе приходилось сталкиваться с запутанными, дерзкими и резонансными преступлениями. Одно из таких – серия угонов дорогостоящих автомобилей в Сыктывкаре в 2003-2005 годах.

Потерпевшие были люди состоятельные – госслужащие, коммерсанты, а их автомобили – престижные иномарки. Жулики выслеживали потерпевших и в определенный момент, когда хозяин авто уходил на работу или в магазин, сканировали сигнализацию. Дальше скручивали провода и угоняли транспорт.

- Присматривали дорогие и новые машины, по году выпуска, перегоняли их в другие регионы. Продавали за одну треть-четверть от полной стоимости. К примеру, джип стоит миллион, а продали его за 200-250 тысяч. Дело было на потоке, деньги жулики делили между собой. Предварительно, мы знали, кто это, раньше они уже попадались на вид.

Сложность в раскрытии массовых угонов заключалась в том, что машины "уходили" за пределы Коми – в Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО и другие регионы. Для исчерпывающих доказательств необходимо было взять членов группы с поличным. Но и те действовали профессионально, тщательно вытирали салон (лаборатории ДНК в те времена еще не было), заметали все следы.

К тому же сами потерпевшие не заявляли об угонах, так как жулики предлагали им вернуть машины за выкуп. Тогда и по городу уже слух прошел, поэтому элита предпочитала выкупить свои автомобили, чем ждать, когда их отыщет милиция.

Но долго орудовать преступникам не удалось. Группу задержали, дали сроки. После таких массовых угонов иномарок на памяти Владимира Конарева не было.  

Опасен и вооружен

Приходилось и сидеть в засаде – выжидать вооруженного преступника, а также самому "брать" наркокурьера.  

- Мы работали совместно с ФСБ по разбою, планировалось нападение на промышленную базу в Човью, где хранились автомобили, вплоть до физического устранения сторожа. Мы знали, что преступник будет вооружен. Приехали заранее и сидели в засаде. Видим, жулик зашел внутрь, тут и мы подоспели. Взяли при входе с пистолетом ТТ и полным магазином. Снаружи его ждала машина, ее потом мы тоже выследили, задержали и привлекли к ответственности злоумышленников.

Применять табельное оружие Владимиру Анатольевичу за годы службы не приходилось. Хотя в случае получения оперативной информации о вооруженном преступнике "ствол" всегда был с собой.

- Честно скажу, смог бы я стрельнуть в человека или нет, не знаю. Слава богу, до этого не дошло.

В 2000-х годах В.Конарев, уже будучи в высоком звании, сам задержал наркокурьера. Коллеги потом смеялись, мол, полковник, а падаешь, валяешься. Произошло это на пятачке вблизи столичного аэропорта, недалеко от автобусной остановки. С автобуса вышел мужчина. "Товарищ, стой" - окликнул его Владимир Конарев. Тот – убегать. Но реакция опытного милиционера не подвела. Мужчина был задержан. Позже и коллеги подоспели.

Оказалось, наркотики он перевозил в игрушечном медвежонке – порядка 200-300 граммов гашиша, которые должен был передать другим сбытчикам.

"Преступление и наказание"

А вот убийство в Корткеросском районе Владимир Анатольевич вспоминает до сих пор. Как говорится, таких случаев раз-два и обчелся. Конарев тогда был начальником криминальной милиции районного ОВД. Поступил вызов, что в деревне Пасвомын, что перед Богородском, произошло убийство.

Опергруппа выехала на место. В доме милиционеры увидели на постели мужчину с простреленной головой. В двух-трех метрах лежало ружье. Эксперт, осмотрев потерпевшего, категорически заявил, что это не самострел. Правоохранители осмотрели место происшествия, обнаружили во дворе следы от мотоцикла, а также опросили жителей соседней деревни.

- Чем мне запомнился этот случай. В доме на полу у печки был разбросан пух, а на самой печи в кастрюле варилась огромная дичь.  Мы подумали сначала – гусь. Вышли на улицу, а там в небе лебеди летают. Оказалось, готовился лебедь. Вот там я первый раз узнал, что их тоже кушают. Ну обычно, лебедей грех убивать, как можно застрелить его и съесть? – продолжил В.Конарев.

А в небе лебеди кружили-кружили-кружили. В доме под пухом оперативники обнаружили дверь в погреб, а открыв, еще одну не ощипанную тушу благородной птицы.   

- Точно правду говорят: не стреляйте в белых лебедей. Аукнулось.

По следам от мотоцикла стражи порядка вышли на одного сельского жителя. Сначала мужчина упирался, но потом признался в содеянном. Доказать его вину удалось следующим образом.

Выстрел был практически в упор. С раны на голове эксперт достал бумажный пыж – самозаряд. Это и послужило основной уликой, как выяснилось позже, символической. Когда милиционеры развернули бумажку, это оказалась страница из книги. В доме подозреваемого назначили обыск. Позднее нашли и ту самую книжку, из которой был вырван листок – Достоевский "Преступление и наказание".

Парень сознался, выдал свое ружье, которое спрятал в лесу. Выстрел, по его словам, был случайным. Ружья в то время старые были. Когда уходил от потерпевшего, оружие упало на табуретку, потом удар об пол – прозвучал выстрел.

- Лебеди и книжка – все как-то так сложилось, интересно. Хоть книжку пиши, учи других, как раскрывать преступления – просто по пыжам. Таких случаев – раз-два и обчелся, - говорит Владимир Конарев.

Москва Златоглавая

Был в практике Владимира Анатольевича и интересный фигурант. Жулик по кличке "Москва", потому что родом из столицы нашей страны. Мужчина отбывал наказание в колонии Корткеросского района, а после освобождения остался жить в одном из поселков.

Однажды в отдел милиции поступил вызов: "Москву" убили". Опергруппа выехала на место, а там труп весь исколотый ножом. Тело убитого - в татуировках: на спине Кремль, купола, на плечах - звезды. Вычислить подозреваемого оказалось тяжело: в поселке каждый второй – ранее судимый.

Тем не менее, милиционеры вышли на след преступника. Убийца – брат сожительницы, а причиной ссоры с поножовщиной стала разность во взглядах. Мужчины попросту разобрались "по понятиям". На плечах убитого красовались звезды, что по тюремным законам значит вор, а "Москва" вором не был.   

- Брат сожительницы начал предъявлять "Москве", что тот – самозванец. Потом взял и зарезал. Свой суд совершил, - рассказывает В.Конарев.

"Не жалею, что служу"

Внушительный стаж работы в милиции-полиции, хорошая школа, грамотные, профессиональные учителя, служба на "земле" и на руководящей должности – Владимир Конарев ни о чем не жалеет.   

- Сейчас, делая оценку пройденного пути, не жалею, что служу. Были и тяжелые времена: талонная система, зарплату по полгода не платили, не жалею. Я никогда не обманывал людей. Они такие же, как и мы, просто кто-то сбился с пути. Ведь за каждым процентом, цифрой, если смотреть статистику преступлений, скрывается судьба человека.

Пресс-служба МВД по Республике Коми