Бывшего управляющего делами администрации главы и правительства Коми Александра Ольшевского допросили сегодня на очередном заседании дела Гайзера.
6 июня в Замоскворецком суде Москвы продолжилось рассмотрение дела экс-главы Коми Вячеслава Гайзера и группы региональных чиновников, образовавших организованное преступное сообщество (ОПС), сообщает ИА "Регнум".
Александр Ольшевский был ответствен за ряд сомнительных решений о застройке, например, ботанического сада в Сыктывкаре (к этому эпизоду, как полагает следствие, имеет отношение также и Павел Марущак - бывший руководитель Управления информации).
Работал Ольшевский в Коми достаточно давно — с 1995 года. Начинал в "Коми социальном банке", где познакомился с Кудиновым и Гайзером.
В Фонде инвестпроектов Ольшевский работал в качестве заместителя Кудинова с 2011 (когда ушёл с должности главы администрации) до примерно 2014 года. Работал, по его словам, "номинально". "Должность была для решения глобальных вопросов по продвижению социальных проектов", — подчеркнул он.
Вместе со своим коллегой Сергеем Ситниковым Ольшевский стал соучредителем ряда строительных компаний ООО "Город", ООО "Деловой альянс" и ООО "СВК". В ходе допроса Ольшевский рассказывает о деталях строительства "Дома дружбы народов" Коми. По этому проекту, по его словам, требовалась неофициальная оплата, которая, со слов Ситникова, должна быть перечислена в размере 50 млн рублей — их необходимо отдать за то, что происходит процесс строительства. Сам Ольшевский в передаче денег не участвовал.
Прокуроры спросили Ольшевского по ряду строительных проектов, в том числе затронули подконтрольные Гайзеру объекты. Характерно, что свидетель, говоря о цифрах и конкретных договорённостях, ссылался на своего партнёра Ситникова. Когда возникла ситуация с недостатком средств для строительных проектов, Ольшевский начал участвовал в совещаниях.
"Я спросил у Гайзера, можно ли доверять Кудинову по всем финансовым вопросам, он сказал, что можно", — говорит Ольшевский.
Ольшевский заявил о том, что давал взятку Марущаку в размере 2 млн рублей, чтобы тот обеспечил строительным проектам должное "информационное обеспечение". В начале 2013 года было передано прямо в кабинете два транша по миллиону рублей, завёрнутых в листы A4.
"Давайте мы туда этих националистов, чтобы они обороняли этот ботанический сад, чтобы позитивных организаций не было", - рассказывает Ольшевский об идеях Марущака по урегулированию спорных вопросов с общественностью.
Свидетель подробно описывает, как упаковывались транши и где конкретно передавались деньги. "В первый раз положил на стол, во второй раз — в ящик по правую руку", — рассказывает он.
В Фонде инвестпроектов Ольшевскому предложил работу Гайзер. "У тебя хорошо получается в строительстве коммерческом, он сказал, поэтому он мне предложил. Он менял правительство, все ушли в отставку, в том числе кадровое решение было предложено мне. Я написал заявление по собственному желанию и перешёл", - указал свидетель.
От Гайзера Ольшевский, однако, указаний не получал. Получал внутренние поручения по Фонду. К Гайзеру он приходил, чтобы обсуждать строительство социального жилья, которое, как казалось свидетелю, проходит неэффективно — в результате он даже убедил Гайзера строить объекты не из дерева, а из камня.
Ольшевский слышал от Ситникова о некой сумме в 50 млн рублей, которая предназначалась Чернову. Однако подробностей свидетель не знает. В целом Ситников упоминал, что передаёт какие-то деньги, однако более подробно об этом свидетель сказать ничего не может.
"Почему Кудинов выдвинул такие требования и вы с ними согласились?" — удивляется прокурор. Обвинитель не может понять, почему Ситников решал вопросы о взятках в одностороннем порядке единолично с фигурантами дела Гайзера, в то время как Ольшевский к этим вопросам почему-то имел крайне опосредованное отношение.
Подняли вопрос о том, как проходили общественные слушания по поводу изменений в ботаническом саду. Ольшевский тут же подметил, что эти мероприятия носят сугубо рекомендательный характер.
Адвокат Гиголян (защитник Чернова) спросил о взятке в 2 млн рублей. Ольшевский подтверждает, что это имело место. Однако проверить, состоялся ли факт передачи, Ситников не мог, ответил свидетель.
На общественных слушаниях по поводу ботанического сада Ольшевский не присутствовал. Однако там был его представитель. От лица подрядчика на общественных слушаниях давались разъяснения, как будет участок застраиваться.
"Даже коммунисты одобрили. Там были пустующие территории и там, извините меня, сидели бомжи", — отметил Ольшевский.
По поручению Марущака никому из руководителей редакций Ольшевский не передавал, как и не получал от него никакой информации по этому поводу, прозвучало в суде. Однако в таком случае непонятно, откуда свидетелю известно о зоне ответственности Марущака. Внятно прокомментировать это свидетель не смог.
В заседании объявлен перерыв.