Стоимость автомобильного топлива на розничном рынке стабилизируется с 1 июля. Таково общее мнение экспертов.
Сейчас по всей стране после повышения акцизов наблюдается скачкообразное повышение цен на бензин. Так компании компенсируют выпадающие доходы. Одномоментное повышение стоимости, в отличие от постепенного, вызвало бы социально-экономический кризис, поскольку от стоимости нефтепродуктов зависят многие сферы бизнеса. Как следствие, это резко сказалось бы на стоимости продуктов и услуг.
Однако в последние недели цены на бензин растут каждые дней. Напомним, цены на бензин и дизельное топливо в Коми поднимались 10, 16, 20 и 28 мая. Минувшей ночью топливо снова подорожало в среднем на 50 копеек.
"Ускорение роста розничных цен происходит из-за того, что относительно дешевые запасы нефтепродуктов, которые участники рынка сформировали несколько месяцев назад, уже израсходованы. Поскольку закупаемый сейчас товар имеет гораздо более высокую себестоимость, операторы розничного рынка вынуждены быстрее повышать цены на заправках", — говорится в последнем отчете агентства "Аналитика товарных рынков".
По словам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, сейчас разница между оптовой и розничной ценой за литр бензина составляет всего около восьми копеек. Из этой суммы ретейлерам также требуется вычесть расходы на транспортировку, зарплаты рабочим и прочие расходы. В такой ситуации владельцы заправок вынуждены повышать отпускную цену, чтобы оставаться "в плюсе".
Налоги и акцизы составляют около 60% стоимости бензина. Расходы автозаправочных станций - примерно 25%. Чуть меньше десяти процентов приходится на прибыль розничных сетей. И примерно столько же занимает стоимость нефти, мировая цена которой на цену топлива в России не влияет почти никак.
"Если взять литр бензина, то около 60% его цены составят прямые налоги: НДПИ, акциз и НДС. К примеру, в литре бензина АИ-92 акциз составит около 8,35 рубля, НДПИ — 8,58 рубля, НДС — 7,58 рубля", - приводит цифры П.Баженов.
Эксперты говорят, что сейчас российским производителям выгоднее продавать "сырую" нефть за границу, нежели производить моторное топливо и реализовывать его в стране. Цена на черное золото на мировом рынке поднялась. Кроме того, государство снизило экспортные пошлины. Одновременно был повышен налог на добычу полезных ископаемых и увеличен акциз, что заставило нефтяные компании переориентироваться на экспорт, где можно больше заработать.
Правительство принимает меры по предотвращению перекоса. Уже принято решение о том, что не позднее, чем с 1 июля впервые с 2015-го года акциз на бензин будет снижен. Тонна бензина на оптовом рынке в итоге подешевеет на три тысячи рублей. Дизтопливо - на две. Однако, по мнению экспертов, снижение акциза способно снизить темпы роста цен на бензин и дизтопливо, но не предотвратить удорожание в принципе.