Ни одно производство не обходится без сварочных работ. Одних только ее разновидностей около сорока. Без нее мы вряд ли изведали просторы космоса или заглянули вглубь Марианской впадины. Мы вряд ли смогли бы жить и работать выше облаков и перемещаться быстрее звука. Сварка. Когда-то она произвела революцию в индустриальном мире. Сегодня, в веке двадцать первом, жизнь без нее представить ещё сложнее. В материале пресс-службы "Жешартского ЛПК" - рассказ о тех, кто отдал этому делу часть своей жизни, здоровья, самого себя.
Первый сварщик был русским
Впервые искру между двумя угольными электродами высек наш соотечественник Василий Петров в далёком 1802 году. Петров открыл эффект электрической дуги, при котором создаётся высокая температура. Настолько высокая, что ни один известный науке металл не способен перед ней выстоять — до 7 000 °С.
Но революция в промышленности произошла лишь 80 лет спустя. Совершил её тоже русский инженер и изобретатель Николай Бенардос. Он сконструировал аппарат электрической дуговой сварки. Со своим изобретением он экспериментировал почти всю жизнь: менял электроды, использовал сварочный аппарат для резки металлов, варил на вертикальной поверхности и даже разработал метод подводной сварки.
Сегодня методом Бенардоса, то есть электродуговой сваркой, профессионалы пользуются чаще всего.
Не каждому дано
Профессиональный путь любого сварщика начинается с училища. Не всегда, приступая к работе, сварщик получит какой-то чертёж, но уметь читать он их обязан.
Черчение — один из профильных предметов учебного плана. Начинают с теории: любой сварщик должен знать, как устроен его рабочий инструмент.
Хоть кадры в этой отрасли и в дефиците, выучиться на сварщика ещё надо суметь. В профильных учебных заведениях Коми конкурс в 2017 году составил 4 человека на место. Обучение длится три года. На выходе каждый получит третий разряд; если окончил с отличием — то четвёртый. Всего же их шесть, но дослужиться до последнего придётся на рабочем месте.
Пример для всех
Молодёжи среди сварщиков на "ЖЛПК" сегодня всё же мало. Но среди тех, кто с молодых лет посвятил себя сварочному делу, особняком стоит электрогазосварщик Дмитрий Бызо́в — расторопный молодой человек с доброй улыбкой и крепким рукопожатием. Почти 15 лет он трудится на фанерном комбинате, изо дня в день оттачивая своё мастерство. Его знания, сноровка и изобретательность частенько оставляют в аутсайдерах многих многоопытных коллег. У Дмитрия имеется аттестация Национального агентства контроля сварки, подтверждающая возможность проводить сварку ответственных конструкций на опасных объектах.
- Дмитрий, расскажи о тонкостях работы.
- Держатель для электродов — вещь сугубо индивидуальная. Их сварщики, как правило, делают самостоятельно, предпочитая такие заводским. Остается только предупредить окружающих о начале работы. Для этого даже специальная команда имеется: "Глаза!"
Сварной шов в идеале должен быть ровным и непрерывным, как прорисованная карандашом линия. Однако техник на деле примерно столько же, сколько и разновидностей сварки. К примеру, рука специалиста может колебаться вправо-влево или вовсе описывать восьмёрки — всё зависит от типа соединения. А заварить шов — ещё полдела: после излишки металла отбивают молотком.
Работа сварщика крайне опасная, техникой безопасности никогда не пренебрегают даже те, кто отдал этому делу десятилетия. Перво-наперво — проверка: нет ли оголенных проводов, аппаратура должна быть заземлена, на полу должен лежать резиновый коврик — это убережет от удара током. Ну, и конечно, никто не допускается к работе без спецодежды.
- Насколько вредна эта работа?
- Вредность проявляется ни с разу, она копится с годами. Не зря сварщики уходят на льготную пенсию. Мои старшие коллеги рассказывают, с годами страдают колени, поясница, лёгкие. Это надо учитывать тем, кто задумал освоить эту профессию и работать долгие годы.
- Как отличить профессионала от дилетанта?
- Главный и решающий фактор в работе — "прямые руки". Если варить не умеешь, то хоть золотым аппаратом пробуй, толку не будет. А хороший спец и бенгальским огнём с задачей справится.