Накануне первой региональной выставки-ярмарки на площадке информационного агентства "Комиинформ" совместно с экспертами общественной приемной было проведено онлайн-исследование читательских потребностей и предпочтений.
Важно было узнать от самих читателей, литературу какого жанра и формата они предпочитают, где приобретают книги и получают информацию о новых книгах, что мотивирует на чтение и так далее. Всего участниками исследования было предложено ответить на 10 вопросов.
На предложение высказать свою точку зрения откликнулись жители 13 муниципалитетов, в том числе Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Ухты и Сосногорска, Усинска. Но самыми активными оказались читатели из Сыктывкара. Большинство участников оказалось в возрастной категории "от 35 до 50 лет" (почти 50% респондентов) и "от 50 до 65" (16,9%).
Изучив полученные ответы, можно сделать вывод о том, что большое количество людей читают для самосовершенствования и развития (28%). Вторую строчку разделили стремление к получению новой информации, а также развлечение и удовольствие. Радует что, несмотря на быстрый жизненный темп, люди находят время на чтение для себя. Учеба и работа выступает мотиватором чтения для 16 %. Люди, выбравшие пункт "другое", отмечали, что книга нужна им для "отдыха", получения положительных эмоций и даже своеобразной телепортации.
Самыми популярными из предложенных жанров литературы оказались научно-популярная литература (15%), исторические книги и классика (по 13%), учебная литература (9%), краеведческая литература, а также фантастика и фэнтези (по 8%). Жанров, которые бы не были выбраны совсем, не оказалось. У каждого направления нашелся свой читатель. Кроме того, в пункте "другое" читатели отметили интерес к публицистике, биографическим заметкам, военно-тематической и религиозной тематике, к книгам по рукоделию, ремеслам народов мира и даже эзотерике.
Несмотря на быстрое развитие современных технологий, печатные книги по-прежнему остаются наиболее востребованным форматом изданий. Их отметили 66% опрошенных.
Что касается каналов получения книг, медиа технологии также не заняли лидирующей позиции. Люди по-прежнему предпочитают приобретать книги в специализированных магазинах (22%) или брать в библиотеках (20%). С другой стороны, тех, кто практикует скачивать книги с Интернет сайтов, в том числе электронных библиотек, а также покупки в онлайн-магазинах, тоже не так уж и мало (18 и 14% соответственно). Четвертым по популярности ответом оказались домашние библиотеки (17%), уличные же ярмарки, напротив, не набрали больше 3%. Кроме того, некоторые читатели получают книги в подарок.
Но, как видно из следующей диаграммы, в деле распространения и продвижения информации уже иная картина. Как отмечают жители республики, чаще всего они узнают о выпускаемых изданиях при помощи Интернета (39%), далее по популярности следуют рекомендации и отзывы друзей и знакомых (24%), сотрудников библиотек (16%). На долю же книжных ярмарок и различных средств массовой информации приходится от 7 до 5 %. Также участники поделились, что получают информацию благодаря различным литературным конкурсам, а также делают свой выбор, читая аннотации к книгам.
Как распределилась авторская география, вы можете видеть на экране.
Следующие ответы показали, что жители республики активно используют различные каналы приобретения книг и достаточно осведомлены о деятельности различных российских и региональных издательств.
Участниками исследования были названы более 50 различных источников приобретения книг (стационарных и онлайн-магазинов) и более 60 издающих организаций (российских и региональных).
На слайде мы представили самых упоминаемых. Среди магазинов лидером оказался старейший сыктывкарский книжный магазин "Букинист", следующие четыре позиции заняли российские площадки "Лабиринт", "Озон", "Литрес" и "Буквоед". Стоит добавить, что последний практикует продажу как в сетевых магазинах, так и через Интернет. Также в число упоминаемых вошли столичные магазины "Ордым" и "Дом книги".
В то же время хочется отметить, что в комментариях жители республики отмечали, что в некоторых муниципалитетах или нет совсем, или работает только один специализированный магазин по продаже книг.
Наряду с крупными российскими издательствами, такими как ЭКСМО и АСТ, Дрофа и Просвещение, в число наиболее часто упоминаемых вошли такие региональные издательства, как Коми республиканская типография, Анбур, Титул, Эском, Издательский дом коми. Достаточно большое количество людей (12%) вспомнили действующее ранее Коми книжное издательство, столько же респондентов отметили, что при выборе книги для них не имеет значения, какое именно издательство ее выпустило.
Если говорить о выборе литературы, предоставляемой читателям и покупателям региона, то мы видим следующую картину: более половины опрошенных в целом устраивает имеющийся ассортимент. Количество тех, кто затруднился ответить или высказал неудовлетворенность, поделилось примерно пополам.
Последним было предложено высказать свои пожелания, что, по их мнению, нужно изменить, чтобы исправить ситуацию. Среди полученных ответов встречались: открытие специализированных магазинов, расширение возможностей электронных библиотек и покупок региональных изданий через Интернет, организация передвижных книжных ярмарок, расширение выпускаемого ассортимента.
Полученные результаты были озвучены сегодня на круглом столе, посвященном проблемам регионального книгоиздания и продвижения книжной продукции в рамках первой региональной книжной выставки-ярмарки "Алая лента".