"Комиинформ" продолжает совместный с МВД по Коми проект, посвященный 100-летию уголовного розыска в России. С мая 1999 по март 2005 года, будучи оперуполномоченным отделения по розыску УВД города Сыктывкара, Александр Козлов выяснял судьбы тех, кто однажды ушел из дома и не вернулся. Обстоятельства исчезновения и обнаружения нескольких таких потеряшек потрясли его особенно. А. Козлов поделился своими воспоминаниями.
Оскорбинка
В январе 2001 года в Сыктывкаре пропала диспетчер автопавильона Елена. Женщина обеспеченная, проживала с 6-летним ребенком в кооперативной квартире, которую оставил ей муж после развода. Тревогу забили родители: Елена ушла из дома и не вернулась.
Следственно-оперативная группа, в состав которой вошли старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления уголовного розыска МВД по Республике Коми Владимир Абрамов, начальник отделения по раскрытию убийств УВД Сыктывкара Сергей Новиков, оперуполномоченные по розыску без вести пропавших Сергей Петухов и я, начала отрабатывать связи исчезнувшей женщины. Пропавшую между собой стали называть Оскорбинкой. Прозвище досталось от созвучной фамилии.
Первым под подозрение попал бывший супруг. Но эта версия быстро отпала. Мужчина жил своей жизнью с новой женой.
Решили отработать поклонников Елены. Воздыхатель нашелся, и не один, но никто из них не был причастен к исчезновению Оскорбинки. Однако благодаря знакомству с ними, удалось установить круг делового общения Елены. В него входило несколько сыктывкарских предпринимателей, с которыми у женщины были исключительно денежные отношения.
Работая диспетчером автопавильона, Елена помогала бизнесменам в организации перевозки документов и некоторых материальных ценностей с водителями автобусов, курсировавших в города и районы республики. Предприниматели не скупились – платили за оказанные услуги солидные суммы, которые существенно дополняли зарплату диспетчера.
Выяснилось, что одному из них Оскорбинка одолжила немаленькую по тем временам сумму – 140 тысяч рублей.
Пришли к предпринимателю, который проживал в доме на улице Коммунистической, поговорили о Светлане. Бизнесмен очень нервничал, и для нас это стало сигналом.
Решили показать "Ниву" подозреваемого специалистам ЭКЦ. Поехали в экспертно-криминалистический центр МВД на улицу Оплеснина. Эксперт Владимир Ушаков провел палочками в багажном отсеке, в салоне машины. Экспертиза показала кровь в багажнике. Эксперты вырезали пластмассовую часть багажника, чтобы провести более тщательное исследование. Предприниматель возмутился: "Кто возместит ущерб за испорченный багажник?" Возмещать ничего не пришлось – на изъятой детали обнаружились следы крови. Частицы крови нашли и в гараже подозреваемого.
Тем временем пытались установить группу крови Оскорбинки, но нужных данных получить не удалось. Ближе к весне в дежурной части УВД Сыктывкара раздался звонок: на станции Язель обнаружено женское тело. Без головы, рук и ног.
Тело привезли в Сыктывкар, где его по шраму опознал бывший муж Оскорбинки. Частицы крови, найденной в гараже, в багажнике "Нивы" предпринимателя и взятой из обнаруженного тела, направили на ДНК-экспертизу в Москву. Через некоторое время пришел ответ, что все образцы принадлежат одному человеку – той самой Оскорбинке…
Предприниматель написал явку с повинной. Подозреваемый признался, что давно был знаком с Еленой. Знал, что у нее водятся деньги. Попросил в долгосрочный долг на развитие бизнеса. Оскорбинка не отказала. Однако по истечении месяца-двух потребовала вернуть всю сумму сразу. Предприниматель не готов был выложить одномоментно 140 тысяч рублей. Елена же была непреклонна. В какой-то момент стала намекать, что в случае невозврата денег в установленный срок с ним могут поговорить знакомые ребята.
В голове предпринимателя созрел план расправиться с несговорчивым кредитором. Назначил Елене встречу. Задушил. Расчленил в гараже. Разложил по пакетам голову, руки, ноги, тело.
Чтобы замести следы, пакет с головой кинул в тамбур проходящего поезда. Тело на машине привез на станцию Язель. Руки-ноги выкинул в лесу по дороге в Язель, обнаружить их не удалось...
Убийцу осудили по статье 105 УК РФ и приговорили к длительному сроку лишения свободы.
Картофельный ящик
В октябре 2001 года в УВД города Сыктывкара поступило заявление об исчезновении 45-летней жительницы Лесозавода Светланы. Женщина вечером ушла из дома и не вернулась. Утром она не появилась в детском саду, где трудилась на кухне. Якобы такое раньше за сестрой не наблюдалось. Выпивала – да, но чтобы работу прогулять – никогда!
Подозрений на криминал у родственницы не было, несмотря на то, что 25-летний сын Светланы был осужден и отбывал наказание в местах не столь отдаленных. В числе гостей у сестры нередко бывали те, кто имел проблемы с законом.
Я познакомился с сыном Светланы Евгением. В один из дней пришел в дом, где Женя жил с сестрой-подростком и матерью. После ее исчезновения дом опустел: сын ушел жить к другу, дочка – к родной тете.
Осмотрев жилище, присел на картофельный ящик для составления протокола осмотра места происшествия. Евгений был спокоен, охотно отвечал на вопросы о матери. Женя рассказал, что накануне исчезновения к матери наведались известные в Лесозаводе личности – Плохиш, Хачус и Булка.
Компания весело провела время за распитием спиртного. А когда вечеринка подошла к концу, мать ушла из дома с кем-то из гостей, и он больше ее не видел.
Следственно-оперативная группа решила найти компаньонов, которые видели ее последними. Женщина с аппетитной кличкой Булка подтвердила, что она и ее приятели Плохиш и Хачус действительно приходили в гости к Светлане. Выпивали, но ни с кем из них хозяйка дома никуда не уходила.
Правдивость показаний сына Светланы проверили на полиграфе. Однако результаты не дали никакой ясности: техника верила сказанному подозреваемым.
Шло время. Прошла зима, весна, наступило лето. И вот как-то в июле мы работали в районе Лесозавода с Сергеем Новиковым. Проходя мимо дома пропавшей Светланы, решили заглянуть. Дом был в полном запустении. Поднялись на второй этаж и увидели ящик для хранения картофеля, на котором я сидел, когда оформлял протокол об осмотре жилища. Подтеки, которые шли из щелей между досок ящика, показались странными. Неужели так за зиму картошка сгнила? Да и откуда ей тут взяться?!
Открыв ящик, обнаружили там старые шубы, покрывала и другие вещи, а под ними – изъеденный опарышами труп. Сомнений в том, что ее к смерти причастен сын, не оставалось.
Евгения задержали и допросили. Отпираться он не стал. Признался, что убил мать по неосторожности. В тот вечер Светлана в изрядном подпитии захотела пообщаться по душам с сыном. Зашла к нему в комнату, разбудила. Евгений спросонья не понял, чего от него хочет мать и решил выпроводить ее из комнаты. Толкнул еле стоявшую на ногах Светлану. Женщина упала, ударилась затылком о порог и скончалась. Сын не придумал ничего лучше, чем спрятать труп матери в картофельном ящике.
Женя был уверен, что никто не поверит в случайное убийство, поэтому до конца поддерживал легенду об исчезновении матери. Обмануть полиграф ему якобы помогла обычная поваренная соль. Он рассказал, что перед проверкой, которую он очень боялся, насыпал соль в обувь, поэтому и не прокололся. Как подозреваемому удалось обмануть технику, до сих пор остается загадкой.
Черные риэлторы
Осенью 2002 года в Сыктывкаре пропала 23-летняя девушка. Жила в доме на улице Морозова. Приезжаю по адресу, а в квартире живут другие люди. Говорят, что купили жилье.
Тут же выясняется, что пропал и отец девушки, которого посадили в "четверку" незнакомые люди и увезли в неизвестном направлении. Об том рассказала его сожительница.
Что за "четверка"? Куда увезли пожилого мужчину? Куда подевалась его дочь? На эти вопросы предстояло ответить старшим оперуполномоченным уголовного розыска УВД Сыктывкара Ильдару Хуснутдинову и Ринату Алёхину. Отдел по розыску пропавших без вести, где трудились мы с коллегой Сергеем Петуховым, тоже принял активное участие в разгадке ребусов, связанных с исчезновением двух людей.
На жуликов вывел случай. В микрорайоне Строитель обнаружили труп забитого насмерть мужчины. Следы волочения привели к малосемейному общежитию на улице Старовского.
Мы узнали, что убитый собирался продать комнату риэлтору по имени Паша. Это имя уже звучало в связи с расследованием дела об исчезновении отца и дочери. Нашлись свидетели, которые рассказали, что девушка перед исчезновением общалась с каким-то мужчиной по имени Паша.
Установили его личность, место проживания. Доставили в УВД. Допрос проводил следователь прокуратуры.
Паша держался долго, но через несколько часов выдал свою версию о происшествии на Старовского. Якобы обмывали с хозяином сделку по продаже жилплощади. Клиент решил не отдавать комиссионные. Начали выяснять отношения. Продавец комнаты схватился за нож, риэлтор стал защищаться табуретом, которым и проломил голову клиенту. По словам Паши, испугавшись, он вынес труп на улицу и оставил в районе гаражей. По факту нанесения тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, было возбуждено уголовно дело. Пашу поместили в изолятор временного содержания. На следующий день провели обыск по месту его жительства.
Во время обыска в дверь кто-то позвонил. Гость назвался Васей, рассказал, что недавно освободился из мест лишения свободы. Отбывал срок за убийство. С риэлтором Пашей познакомился случайно.
При обыске в квартире Паши были найдены паспорта погибшего владельца комнаты в общежитии на Старовского, а также исчезнувших отца и дочери, владельцев квартиры на Морозова. Стало понятно, что без криминала тут не обошлось.
Вася признался, что причастен к убийству девушки и ее отца. Он рассказал, что девушку связывали с Пашей романтические отношения. Как-то она сказала ему, что хотела бы жить отдельно от пьющего отца. Риэлтор попросил девушку уговорить отца продать квартиру. Отец и дочь договорились продать жилплощадь и поделить деньги.
Тогда Паша предложил девушке не делиться с отцом, а вместо этого убить его. Девушка согласилась. Риэлтор пообещал Васе половину суммы от продажи двухкомнатной квартиры отца и дочери на Морозова.
Убийца расправился с жертвами, задушив обоих. Вася написал явку с повинной, рассказал, что тела закопаны на городском пляже. Когда нашли тело отца, оно оказалось без головы. Голова была отчленена и закопана в другом месте пляжа. Ее случайно обнаружил водитель КаМАЗа, когда копал песок. При виде отчлененной головы мужчине стало плохо…
Позже убийца-рецидивист признался еще в одном убийстве. Жертвой оказался еще один подельник, который грозился сообщить в милицию об убийстве отца и дочери. Несговорчивого подельника Вася зарезал в квартире Паши-риэлтора. Труп расчленили, разложили в две коробки и тоже вывезли на пляж, где и закопали.
В ходе следствия выяснилось, что Вася причастен и к убийству владельца комнаты в малосемейном общежитии на Старовского. Хозяин малосемейки долго не соглашался на сделку, тогда в ход пошли кулаки. Вася забил его до смерти. Труп вынесли вместе с Пашей ночью и бросили в районе гаражей.
Убийцу-рецидивиста Васю суд приговорил к пожизненному заключению. Паша до приговора не дожил. У него сдали нервы. До такой степени, что стал резать себе уши. А потом повесился…