Национальный музей Коми представил уникальные находки, совершенные во время исследования древних книг 17 и 18 веков.
Об удивительных открытиях на пресс-конференции "Музейные редкости: история древних книг" рассказали кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археографии Института славяноведения РАН Борис Морозов и заведующая отделом фондов Нацмузея Коми Марина Кириченко.
Как рассказала М. Кириченко, в фондах музея с 1940 годов хранились книги 17 и 18 века. Сотрудникам музея было известно, что эти книги из Великого Устюга, однако каким образом они оказались в Коми, оставалось загадкой.
Во время исследования книги 17 века, в котором участвовали Б. Морозов и М. Кириченко, благодаря подписям на полях и форзацах выяснилось, что ее владельцем являлся Великоустюжский и Тотемский Архиепископ Александр.
"Эта книга – так называемая Четья – Пролог, то есть собрание кратких житий Святых в двух частях, - пояснил Б. Морозов. – С каждым новым изданием Пролога тексты пополнялись новыми литературными памятниками, становились актуальным чтением. Это последнее издание Пролога 1689 года. Благодаря надписи мы узнали, что ее владельцем являлся архиепископ Александр - настоятель Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в Москве, который славился книгопечатанием и своей огромной библиотекой".
Владыка был известен тем, что в годы своего служения построил Архиепископский дом в Великом Устюге, сохранившийся до наших дней, и присоединил к епархии Яренский уезд.
Архиепископ был выдающимся книголюбом. В своей личной, келейной библиотеке он хранил 38 рукописных и 26 печатных книг - достаточно большое количество изданий по тем временам. Все свои книги он завещал библиотеке Великоустюжского кафедрального собора. Каким образом, две части Пролога оказались в республике, неизвестно.
Вторая книга 18 века – Пролог в четырех частях – принадлежала великоустюжскому купцу Максиму Кузнецову, который построил в 1772 году в Великом Устюге дом, самый древний из сохранившихся на сегодня.
О владельце Пролога исследователи узнали из надписи, которую оставила его вдова М. Кузнецова. В этом случае удивительным является тот факт, что женщина в 18 веке профессионально владела скорописью. В то время женщины, как правило, могли писать лишь печатными буквами.
"Купеческая вдова – это было звание, которое давало право заниматься торговой деятельностью, - продолжил Б. Морозов. – Точно также, как и звание "купеческий сын".
В завершение презентации директор Нацмузея Коми Ирина Котылева сообщила, что Б. Морозов и М. Кириченко приглашены на празднование 100-летия музея Великого Устюга, на котором выступят со значимым докладом по итогам исследований древних книг.