В 25 регионах России заканчивает свою работу четвертый сезон Школы межэтнической журналистики. Одним из завершающих занятий в школах двух регионов - Сыктывкара и Пскова - стала видеоконференция, на которой студенты и кураторы обменялись впечатлениями от сезона и узнали новое о двух регионах.
Сессия проходила в Финно-угорском культурном центре РФ. Поздоровавшись с псковскими коллегами по-коми и услышав, что те знают, что коми представляют финно-угорскую группу, с подачи псковичей сыктывкарцы переключились еще на одну собеседницу - сотрудницу Музея истории города Печоры, активистку сето Елену Вариксоо. До 2010 года сето считались этногруппой эстонцев, однако восемь лет назад получили статус малочисленного народа.
Е.Вариксоо рассказала, что по данным последней переписи в Псковской области проживают всего 200 представителей сето, четверть из которых владеют языком. Для сравнения, в Эстонии насчитывается 15 тысяч сето. Сложности с изучением сетоского языка связаны с отсутствием письменных источников, однако в Музее сето бережно хранят все иные источники культуры и языка малого народа. Все сотрудники, работающие в нем, имеют сетоские корни. Со своей стороны, студенты сыктывкарской школы рассказали, что знакомы с культурой сето благодаря фильму, снятому Финно-угорским культурным центром РФ.
Тем временем, в телестудии Псковского университета слово взял один из спикеров проекта, член российского общества краеведов, экскурсовод, лектор The Jewish Agency for Israel, участник проекта "Клеймс" Олег Фёдоров. Оказалось, что он не раз бывал в Сыктывкаре и хорошо знаком с работой местной еврейской общины. Его интересовала судьба потомков спецпереселенцев и репрессированных в Коми и гостеприимство местных жителей в 21 веке.
В свою очередь, сыктывкарцы поинтересовались, какими достопримечательностями особенно гордятся псковичи, на что услышали ответ: Изборск, фрески домонгольского периода, Псковский кремль, Псково-Печерская лавра. Оказалось, что и студенты псковской школы что-то знают о Коми. Первыми прозвучали ответы: "Воркута", "финно-угорский народ", "строганина из оленины". Правда, сыктывкарцам пришлось объяснять, что коми-пермяки и коми-зыряне - разные группы и территориально их отделяют сотни километров, а псковичи рассказали об истории средневекового Ганзейского союза, возрожденного в 21 веке.
Среди главных личных достижений четвертого сезона школы студенты назвали возможность публиковать свои работы на региональных и федеральных сайтах, новые знакомства, полезные знания и возможность проанализировать историю собственного рода с точки зрения этнокультурной составляющей.